THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Хотя еще в середине 30-х годов на московском стадионе «Динамо» во время проведения физкультурного праздника были проведены показательные заезды, во время которых специально привезенный в Москву англичанин ошеломил зрителей необычным способом прохождения поворотов гаревого кольца на невероятной скорости, датой рождения спидвея в странах бывшего Советского Союза считается 10 июня 1958 года, когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках были проведены первые в нашей стране соревнования. Инициатором их проведения был Владимир Иванович Карнеев, сумевший заразить своей идеей тогдашнего руководителя Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР П. Килимиченко. Были закуплены специальные мотоциклы - чехословацкие «Эсо» (ныне «ЯВА») и польские «ФИСы». Одновременно были подобраны и гонщики. Предпочтение отдавалось тем, кто успешно осваивал возрождавшийся в те годы ипподром.

Наконец, после нескольких тренировок.ю во время которых гонщики постигли азы спидвея, в прессе было объявлено о проведении «первых в СССР мотогонок по гаревой дорожке» на приз Центрального стадиона имени В.И. Ленина. И вот 10 июня 1958 года главный судья Г. Черкасский дал старт советскому спидвею. Первыми на гаревое кольцо скорости вышли Леонид Диоминский (Минск), Эдвид Крузе (Рига), Борис Самородов (Уфа) и Виктор Симонов (Московская область). Этот исторический заезд советского спидвея выиграл мало кому тогда известный уфимец Борис Самородов. Всего же соревнования продолжались три дня - 10, 11 и 12 июня. Состоялось 63 заезда (каждый день по 20 основных заездов и одному финальному - победителя дня определял заезд четырех лучших гонщиков). Очки начислялись по системе 4-3-2-1. Борис Самородов выиграл соревнования 10 и 12 июня, Виктор Кузнецов - 11-го. По сумме же очков всех трех этапов обладателем приза Центрального стадиона имени В.И. Ленина и победителем первых в СССР соревнований по спидвею стал москвич Виктор Кузнецов.

Соревнования на приз центрального стадиона имени В.И. Ленина
10-12.06.1958 г. Москва
Победитель и призёры этого соревнования:
1 Виктор Кузнецов (Москва)
2 Борис Самородов (Уфа)
3 Андрей Дежинов (Ленинград)

Менее чем через два месяца на Большой спортивной арене в Лужниках состоялись новые гонки. Большой приз Центрального стадиона имени В.И. Ленина (1-2 августа) выиграл Борис Самородов, опередив в финале победителя первых соревнований москвича Виктора Кузнецова и двух рижан - Эдмунда Крузе и Эгилса Янсона. Борис Самородов выиграл и Приз Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР (3 августа), победив в финальном заезде своего земляка Николая Чернова, а также Эгилса Янсона и Виктора Кузнецова.

На следующий год впервые была создана сборная СССР по спидвею. Сборы и контрольные соревнования прошли в апреле на Центральном стадионе в Одессе. И двадцати гонщиков шесть было отобрано для участия в международных гонках в Чехословакии. В первую группу, которая направлялась в Брно и Градец Кралове, вошли Виктор Кузнецов, Эгилс Янсон и Фарит Шайнуров (Уфа), во вторую (Копрживнице) - Георгий Плешаков, Андрей Дежинов и Виктор Тягутенко (Рига). Лучшего результата среди гонщиков обеих групп добился Андрей Дежинов, занявший в одной из гонок 8-е место. Герои московских гонок 1958 года Борис Самородов и Николай Чернов не смогли представлять нашу страну, поскольку получили травмы во время контрольных заездов в Одессе.

В июле 1959 года в Ровно открылся первый в нашей стране мототрек. В Уфе для нужд спидвея был переоборудован стадион «Динамо», где 27-28 июня состоялись первые в нашей стране международные соревнования - Польша-СССР. Победили опытные поляки: в первый день - Станислав Кемпа, во второй - Роберт Свитала. Одессит Леонид Дробязко, узнавший спидвей лишь весной, показал лучший результат среди советских гонщиков, заняв 3-е место. 26-27 сентября 1959 года на уфимском стадионе «Динамо» был проведен первый чемпионат СССР по спидвею. В полуфиналах, проходивших в первые два дня, приняли участие 32 гонщика. Их победителями стали одессит Леонид Дробязко и уфимец Игорь Плеханов (впервые, кстати, познавший «вкус спидвея» лишь летом этого года), выигравшие все свои заезды. В финале Игорь Плеханов снова оказался непобедимым - 20 очков из 20-и возможных. Однако, по регламенту чемпионата, медали должны были разыгрываться в заключительном заезде четырех сильнейших гонщиков. В нем после долгой и упорной борьбы победил Фарит Шайнуров, имевший после основных заездов 18 очков. Через год Игорь Плеханов смог доказать, что лучший в стране именно он - убедительно выиграв чемпионат СССР и первый чемпионат России. Более того, первым среди советских гонщиков он стал победителем международных соревнований (4-5 июля 1960 г. в Ровно).

Дебют советского спидвея в чемпионатах мира состоялся в 1961 году. В отборочном соревновании сборная СССР заняла второе место и, хотя в финал не попала, заставила зарубежных специалистов говорить о себе с уважением. Зато в личном первенстве, к которому было допущено всего три советских гонщика (Игорь Плеханов, Фарит Шайнуров Борис Самородов, вернувшийся на кольцо скорости после тяжелой травмы), успех был уникальным. С первой же попытки Игорь Плеханов, два года назад не знавший, что такое спидвей, попал в финал чемпионата мира, а в Европейском финале уступил только шведам Ове Фундину и Бъ¦рну Кнутссону.

Еще шире стала география советского спидвея в 1962 году, когда впервые состоялся лично-командный чемпионат СССР, участвовало в котором 16 команд из 10 городов - Владивостока, Краснодара, Ленинграда, Львова, Майкопа, Минска, Москвы, Ровно, Таллина и Уфы. После чего можно было смело утверждать, что спидвей в нашей стране получил широкое признание.

«Зубр» г.Минск
1962г. 16-е место в лично-командном чемпионате СССР -81 очко
гонщики:
Г.Цуканов -29 очков
В.Довнар -27
В.Одессов -?
В.Калужонок-?

«Беларусь» (Профтехобразование в 1988году) г. Минск
1987г. 3-е место в первой зоне, первой лиги, класса «Б» (фактически вторая лига)-16 очков.

гонщики:
А.Фролов 1987-1988
В.Дрозд 1987-1988
В.Фролов 1987
И.Лозян 1987
С.Соснович 1987
А.Мезенцев 1987
И.Пискунов 1987
А.Александров 1987
Д.Шавейко 1987
А.Савицкий 1987
А.Зайцев 1987
А.Елизаров 1988
.Дробышевский 1988
.Лемещенко 1988

«Колос» г.Пинск
1987г. 4-е место в первой зоне, первой лиги, класса «Б» (фактически вторая лига)-12 очков.
1988г. исключена из первой зоны, первой лиги, класса «Б» (фактически вторая лига), после этого прекратила существование.
гонщики:
О.Румянцев 1987
А.Кришталь 1987-1988
В.Соколовский 1987-1988
С.Ракитский 1987-1988
А.Житняк 1987-1988
С.Янченко 1987
В.Пасовец 1987
А.Засим 1987
.Маршалкин 1987
А.Байбурин 1988
А.Водчиц 1988
С.Гражевский 1988

Когда не было команд в республике гонщики Белоруссии выступали в личных чемпионатах СССР:
Е.Шершнев (Минск) в финале 1961-16 место, также в финале Спартакиады народов СССР 1961-7
О.Постников (Гродно) 1966- в 1/4 -13
К.Гаврилик (Гродно) 1976- в 1/4 -9
Ю.Дудко (Лида) 1967- в 1/4 -17
И.Акименко (Брест) 1970- в 1/4 -15
А.Синегубов (Гродно) 1970- в 1/4 -16
А.Исаев (Минск) 1970- в 1/4 -17

В 1965 году в финале командной Спартакиаде народов СССР 8 место, участвовали:
Н.Болдырев -2 очка
Г.Брагин -2
Г.Цуканов -2
В 1967 году опять 8 место в сводной таблице(в финал не пробились, в финале 4 команды)
Н.Болдырев -6
К.Гарилик -8
А.Кустинский -3
Ю.Дудко -2
Б.Семенов -5
В 1970 году завершили выступление в 1/4 3 место
А.Синегубов -4
И.Акименко -4
А.Исаев -3
А.Осипенко -4
В 1983 году 7 место в финале
М.Дуплев -5 в 1/2 -8
Е.Жилинский -нс в 1/2 -3
А.Касаткин -нс в 1/2 -нс
В 1986 году 6 место в 1/2
А.Фролов - 0
Л.Молчанов -2
И.Лозян -4
в полуфинале личного зачета: А.Фролов -13, И.Лозян -14, Л.Молчанов -15

"Электрон", "Цементник" Черкесск

Главная команда г.Черкесска
«Электрон» с 1980г. «Цементник»

1972г. 5 место в 1 зоне класса «а»
1973г. 5 место в 1 зоне класса «а»
1974г. 5 место в 1 зоне класса «а»
1975г. 4 место в 1 зоне первой лиги класса «б»
1976г. 4 место во 2 зоне первой лиги
1977г. 6 место в 1 зоне первой лиги
1978г. 4 место во 2 зоне первой лиги
1979г. 4 место во 2 зоне первой лиги
1980г. 3 место в финале первой лиги, 1 место во 2 зоне первой лиги
1981г. 2 место в финале первой лиги, 1 место во 2 зоне первой лиги
1982г. 2 место во 2 зоне первой лиги
1983г. 2 место в финале первой лиги, 1 место во 2 зоне первой лиги
1984г. 5 место в западной зоне высшей лиги
1985г. 4 место в западной зоне высшей лиги
1986г. 3 место в западной зоне высшей лиги
1987г. 7 место в западной зоне высшей лиги
1988г. 5 место в первой лиге класса «а»
1989г. 2 место в первой лиге класса «а»
1990г. 5 место в высшей лиге
1991г. 8 место в высшей лиге

    Ежегодный турнир, проводимый Международной мотоциклетной федерацией (FIM) с 1960 по 2000 гг. История и формат С 1960 по 1985 турнир состоял из предварительных раундов и финала. Каждая команда состояла из 4 основных гонщиков и 1 запасного.… … Википедия

    Впервые был проведён в Калинине в 1979 году. С момента создания чемпионата, наблюдается господство российских гонщиков, выигравших все турниры, за исключением четырёх. В 1983 году чемпионом стала Западная Германия, а в 1985, 1995 и 2002 Швеция.… … Википедия

    Серия спортивных соревнований. Чемпионаты СССР проводились в период с 1923 по 1991 годы. Чемпионаты СССР проводились по: Игровые виды спорта: Чемпионат СССР по футболу Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин Чемпионат СССР по волейболу среди… … Википедия

    Международные соревнования между сильнейшими спидвейными гонщиками мира. Сегодня победитель определяется в гонках серии Гран При, в которой очки набранные в гонках накапливаются и победитель определяется по итогам всех гонок. Однако до 1995 года… … Википедия

    Чемпионат мира по спидвею международные соревнования между сильнейшими спидвейными гонщиками мира. Сегодня победитель определяется в гонках серии Гран При, в которой очки набранные в гонках накапливаются и победитель определяется по итогам всех… … Википедия

    Соревнование среди лучших спидвейных гонщиков России. Первый Личный Чемпионат России был проведён в 1960г. в городе Майкопе. Его победителем стал уфимец Игорь Плеханов. Медалисты Сезон Финал Чемпион России Серебряный призёр Бронзовый призёр 1960… … Википедия

    Ежегодный турнир, проводимый Международной мотоциклетной Федерацией (FIM), начиная с 1977 года. Состоит из финала и отборочных соревнований, проходящих в странах участницах FIM. Действующим чемпионом мира является поляк Мацей Яновски. Содержание… … Википедия

    - (мотогонкам на льду) ежегодный турнир, проводимый Европейским Мотоциклетным Союзом (UEM), начиная с 1999 года. Содержание 1 История турнира 2 Победители 3 Медальный зачёт … Википедия

    - (ЛЧР по мотогонкам на льду) соревнование среди лучших ледовых спидвейных гонщиков России. Финал Чемпионата 2010 2011 года состоялся 8 9 января в Уфе. Содержание 1 Медалисты 2 Ссылки 3 Статистика … Википедия

    Личный чемпионат мира по спидвею на льду – ежегодное соревнование среди сильнейших спортсменов мира по мотогонкам на льду. Проводится с 1966 года. Учреждению Личного чемпионата мира по мотогонкам на льду предшествовало проведение нескольких… … Википедия

Фотографии разных лет со стадиона "Строитель" в Тольятти, где проходят гонки по спидвею. Теперь это Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова - уникальное сооружение не только в Самарской области, но и во всей Европе.

В ящике со старыми фотографиями случайно нашёл рулончик чёрно-белых негативов. Качество оставляет желать лучшего, но рад, что сохранилось хоть это. Кадры, снятые "Сменой-8М" на стадионе "Строитель" в 1986 году. В тот год я впервые попал на гонки по спидвею. Также фото 1995, 2000 и других годов. Некоторые фото взяты с разных источников.


Построенный в начале 60-х стадион "Строитель" принадлежал Куйбышевгидрострою, одной из крупнейших строительных организаций в Волжском регионе. Он был торжественно открыт в мае 1963 года. Кроме футбольного поля и беговой дорожки на стадионе находился стрелковый тир, авиамодельный и радиокружок, курсы водителей и мотоциклистов. А в 1967 году при спортивно-техническом клубе ДОСААФ Куйбышевгидростроя создаётся команда "Жигули", первым тренером которой стал Юрий Павлович Петров. И в том же 1967 году команда становится участницей чемпионата СССР по спидвею в классе "Б".

Ныне существующее здание обшитое белым сайдингом, самое старое строение, которое осталось от стадиона "Строитель". В 60-х годах оно являлось административным зданием стадиона. В то время администрация стадиона никакого отношения к СТК "Жигули" и спидвею не имела. Гонщики команды ютились в нескольких боксах под трибунами, а руководство вообще располагалось в городе в выделенных помещениях общежития. Проведение тренировок и соревнований приходилось каждый раз согласовывать с администрацией стадиона, так как существовал извечный конфликт футбольного поля и трека. И только позже, когда СТК "Жигули" стал набирать силу, "Куйбышевгидростроем" на стадионе была произведена реконструкция. В результате чего появилось своё административное здание, раздевалки для спортсменов и боксы для мотоциклов. Вскоре и весь стадион отошёл только к техническим видам спорта.

Фото 1. Гонки на стадионе "Строитель", конец 60-х годов. За лесом видна гора Отважная.

Фото 2. 1986. В те годы старт и комментаторская будка находились со стороны здания управления Куйбышевгидростроя. На противоположную сторону старт был перенесён уже при Алике Гасанове в 1994 году.

Фото 3. 1986. Взрослый билет стоил 1руб. 40 коп; детский - 50 копеек. На спидвей шли целыми компаниями, заводскими бригадами. Прийти старались пораньше, чтобы занять места поближе к старту. На поворотах садились самые отчаянные. На виражах мелкая гарь из-под колёс мотоциклов долетела до верхних рядов.

Фото 4. 1986. Моторный парк.

Фото 5.1986. Предстартовая подготовка мотоциклов.

Фото 6. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" из Октябрьска Вячеслав Кочергин.

Фото 7. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" Флюр Калиму́ллин.

Фото 8. 1986. Здание администрации стадиона и плакат ДОСААФ СССР.

Фото 9. 1986. С 1977 года в Тольятти стали проходить не только летние гаревые гонки, но и зимние на льду. В 1986 году тренером команды "Жигули" стал Анатолий Бондаренко, звезда первой величины в гонках на ледяной дорожке не только в СССР, но и в мире. Я лично знаком с ним. Это весёлый и общительный человек. За годы спидвейной карьеры на нём, вероятно, не осталось ни одного здорового места. Хотелось бы сделать небольшое отступление и подробнее рассказать о нём.

Фото 10.
В 19 лет он стал заниматься мотоболом, играя на позиции вратаря, затем мотокроссом. В 1968 году принимал участие в первенстве Оренбуржской области по спидвею на льду, где получил травмы и попал в больницу.
В 1974 году Анатолий Бондаренко впервые был зачислен в состав сборной СССР по спидвею на льду. В 1979 году он выиграл все возможные золотые медали: стал одновременно чемпионом мира и СССР как в личном, так в и командном первенстве, а также чемпионом РСФСР. В сборной также выступал его брат Николай, с которым они и победили в командном зачёте и который стал серебряным призёром в личном. В финале личного чемпионата мира Анатолий, сражаясь против лучших гонщиков планеты, набрал 30 очков из 30 возможных.
В 1980 году Анатолий Бондаренко ещё раз победил в обоих видах чемпионата мира. В дальнейшем ещё трижды становился чемпионом СССР.
Всего за спортивную карьеру выиграл 36 медалей различного достоинства.
Параллельно с выступлениями на льду принимал участие и в традиционном спидвее, где являлся одним из лидеров команды «Жигули».
Сейчас Анатолий Николаевич Бондаренко проживает в Германии.

Фото 11. 1986.

Фото 12. 1986. Гонщик "Нефтяника" Флюр Калиму́ллин готов к старту.Чтобы зрителям с трибун было удобнее различать гонщиков, каждому надевается цветной нашлемник. На "Строителе" хозяева всегда в красном и синем нашлемниках, а команде гостей достаются жёлтый и белый.

Фото 13. 1986. Флюр Калиму́ллин - советский и российский спидвейный гонщик, чемпион России и вице-чемпион СССР в командном зачёте, вице-чемпион России и чемпион Украины в личном зачёте.

Фото 14. 1986.

Фото 15. 1986. Редкое фото Рината Марданшина в форме команды "Жигули". Этот знаменитый гонщик Октябрьского "Нефтяника" (в последствии команда "Лукойл"), в 1986-1987 годах проходил воинскую службу в Приволжском округе и был зачислен в состав клуба «Жигули». 19 января 2005 года после успешной операции по снятию с ключицы пластины, закреплявшей полученную травму, скоропостижно скончался от обширного инфаркта. В память о гонщике в Октябрьском ежегодно проводится Мемориал Рината Марданшина.

Фото 16. 1986. Выезд с моторного парка на трек. Гонщики команды "Сигнал" из города Ровно.

Фото 17. 1986.

Фото 18. 1986. Зрителей от трека отделял лишь деревянный забор. Милиционеры гоняли мальчишек, любящих залезать на него.

Фото 19. 1986. В 80-е годы трековые мотогонки проходили в два дня. В первый день - командная гонка, на второй день - личная.
Правила спидвея или гонки на гаревой дорожке просты: две команды; 15 заездов; пара гонщиков от каждой команды стартует в каждом заезде, 4 круга в каждом. На финише гонщики приносят в копилку своей команды: 3 очка за победу, 2 очка за второе место и 1 - за третье. Последний не получает ничего. Часто добавляются 2, а то и 3 дополнительных заезда. В личной гонке каждый спортсмен набирает очки для себя.

Фото 20. 1986. Стартовая ленточка взлетает вверх, и четыре мотоцикла срываются с места. Грохот моторов разносится не только на весь стадион, но и на ближайшие жилые кварталы. Каждый заезд занимает по времени чуть более минуты: гонщики должны проехать всего четыре круга по треку. Последний рекорд трека 62,4 секунды установил Артём Лагута 2 августа 2012 года.

Фото 21. 1986. В этом году команда «Жигули» радует своих болельщиков: не проиграв ни одной домашней встречи, клуб завоевывает серебряные медали.
Итоговое положение командного Чемпионата СССР в высшей лиге - 1986 года.
Финал.
1. СИГНАЛ (г.Ровно) - 38
2. ЖИГУЛИ (г.Тольятти) - 23
3. КУЗБАСС (г.Кемерово) - 20
4. ТУРБИНА (г.Балаково) - 15

Фото 22. 1986. В тот же год создается спортивная секция для детей 14—16 лет по подготовке спортсменов для выступления в классе 125 см³. А также производится реконструкция дорожек стадиона «Строитель» для их соответствия международным стандартам.

7 июля 1987 в Тольятти состоялась гонка: Сборная клубов СССР - Швеция. Это был настоящий праздник для любителей спидвея. Стадион был забит до отказа. Наши победили со счётом 57:50. Ещё много лет у меня на стене висел памятный вымпел, купленный на этой гонке с автографами Конни Иварссона, Кима Карлссона и Вячеслава Шарипова.

Сборная клубов СССР - 57: Швеция (U-23) - 50:

1. Александр Миклашевский - (с,2,2,1,3,1) = 9 9. Ким Нюстрём - (2,-,3,3,3,2) = 13

2. Валерий Гордеев - (1,1,-,2,2,2) = 8 10. Конни Иварссон - (3,-,1,п,0,0) = 4

3. Игорь Марко - (-,2,2,2,2,1) = 9 11. Петер Карлссон - (3,с,-,1,0,-) = 4

4. Вячеслав Шарипов - (1,-,0,-,-,-) = 1 12. Маркус Риттервалл - (2,п,-,-,-,-) = 2

5. Анатолий Шумилов - (1,-,-,0,-,-) = 1 13. Ким Карлссон - (3,с,-,-,1,0) = 4

6. Владимир Колодий - (-,2,0,-,2,1) = 5 14. Деннис Лёфквист - (2,3,1,1,0,2) = 9

7. Ринат Марданшин - (п,3,3,0,3,3) = 12 15. Микаэль Теурнберг - (-,1,0,2,1,0) = 4

8. Виктор Кузнецов - (0,3,2,3,1,3) - 12 16. Кристер Гардел - (-,0,1,3,3,3) = 10

Слева на фото тренер команды Анатолий Бондаренко.

Фото 23. 1987.


В 1989—1991 годах клуб испытывал серьёзные материальные затруднения. После чемпионата 1990 года даже вставал вопрос о полном прекращении существования команды. В 1992 году, в год 25-летия клуба, ситуация ещё ухудшилась: были прекращены поставки новых мотоциклов, с распадом «Куйбышевгидростроя» было прекращено финансирование. Ведущие спортсмены покинули команду, на обращение в горисполком пришёл ответ о «невозможности содержания команды в связи с тяжелым положением городского бюджета».

Фото 24. 2007. В 2006 году началась полная реконструкция стадиона «Строитель», которая осуществлялась и курировалась Правительством Самарской области.

Фото 25. 2015. Стадион после реконструкции.

Фото 26. 2009. Особенно зрелищны ночные гонки на ледяной дорожке.

Фото 27. 2015. В 2010 году стадиону присвоено наименование «Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова» в честь погибшего президента клуба Степанова Анатолия Алексеевича.

Фото 28. 2016. Трибуны, как и 30 лет назад, забиты до отказа.

Фото 29. СТК им. А.А. Степанова - лучшее в Европе специализированное спортивное сооружение, на котором допускается проводить соревнования любого класса по имеющимся лицензиям Европейского мотоциклетного союза (UEM) и Международной мотоциклетной федерации (FIM). В 2010 году СТК им. А.А. Степанова был присвоен класс «А» - наивысшая оценка трека по международной классификации, которой удостоились всего 4 стадиона во всём мире.

Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке, Вы можете посмотреть в моём блоге:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама