THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №4»

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДЮСШ №4

____________А.С.Баженов

Сентября 2014 г.

Рабочая программа

По легкой атлетике

Группы: СС-2, СС-1, УТ-4, УТ-3, УТ-1, СОГ

тренера-преподавателя:

Константинова Н. С.

Учебный год

Г. Ижевск


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена для работы с тренировочными группами на основе образовательной программы ДЮСШ Учебная программа по легкой атлетике составлена на основе действующей учебной программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, обобщение опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.

Цель программы - создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Целостная система подготовки решает следующие основные задачи :

· Формирование представлений о виде спорта - легкая атлетика, его возникновении, развитии и многообразии его видов.

· Содействие разносторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся;

· Воспитание социальной активности учащихся, развития волевых и лидерских качеств, инициативы, дисциплинированности, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;

· Формирование представления об образе здоровой жизни, т.е. необходимых двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта за счет разнообразных упражнений;

· Приобретение навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение оценивать правильность выполнения своих движений;

· Формирование представлений о личной гигиене и общественной гигиене; самоконтроль,

· Формирование стойкой привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом

Учебная программа рассчитана на десятилетний период обучения, состоящий из трех лет обучения в группах начальной подготовки, четырех лет в учебно-тренировочных группах и трех лет обучения в группах спортивного совершенствования. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9-17 лет.

Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей. Так, например, для учебно-тренировочных групп программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.

Программа предусматривает разнообразные формы занятий:

· - учебные занятия;

· - контрольные и контрольно-переводные занятия;

· - учебно-тренировочные сборы;

· - соревнования;

· - судейская практика;

· - восстановительные мероприятия;

· - медико-биологический контроль и т.д.

В целях формирования у учащихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, а также осуществления контроля за уровнем развития физических качеств, приобретенных умений и навыков, на протяжении всего учебного процесса с учащимися проводятся мероприятия (проведение тестирования, анкетирования, бесед, викторин, конкурсов, соревнований и др.) позволяющие им узнать, а самое главное оценить чему они научились, какие новые представления и возможности у них появились, насколько они стали сильнее, быстрее и выносливее.

В результате образовательной деятельности (по окончанию полного курса обучения) учащиеся:

· Приобретают и совершенствуют навыки и умения различных видов техники легкоатлетического многоборья;

· Получают общую физическую подготовку, развивают быстроту, силу, ловкость, выносливость и гибкость;

· Получают представления об образе здоровой жизни,

· Приобретают привычку к систематическим занятиям физической культуры.

· Приобретают умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность.

· Совершенствуют свои приобретенные навыки в других спортивных школах.

Ожидаемый результат: год обучения, возраст, нагрузка и требования к выполнению разрядных нормативов в каждой возрастной группе индивидуален и указан в таблице ниже.

Год обучения Миним. возраст для зачисления Максим. кол-во учебн. час. в неделю Требования по ОФП и СФП на начало уч. года
Спортивно-оздоровительные группы
9-17
Группы начальной подготовки
До года Выполнение нормативов по ОФП
Свыше года
Учебно-тренировочные группы
1-й 3 юношеский
2-й 50% - 1 юношеский 50% -2 юношеский
3-й 50% - З разряд, 50% - 1 юношеский
4-й 50% - 2 разряд, 50% - 3 разряд
Группы спортивного совершенствования
1-й 50 % - 3 разряд 50% - 1 разряда
2-й 100% - 1 разряд
3-й 100% - КМС

Форма подведения итогов результативности по годам обучения учащихся это: контрольные нормативы, контрольно-переводные нормативы, диспансеризация, участие в соревнованиях, выполнение разрядных нормативов. По итогам реализации программы воспитанники получают квалификационные свидетельства (разряды).

В начале года во всех группах проводится инструктаж по технике безопасности, два раза в год все проходят обязательную диспансеризацию в республиканском врачебно-физкультурном диспансере (группа СОГ проходит медицинский осмотр в поликлинике, о чем предоставляют медицинскую справку). В осенний и весенний периоды по рекомендациям врачей РВФД назначается комплекс витаминов, который воспитанники принимают по индивидуальной программе.

На базе школ имеются следующие спортивные сооружения: спортивные залы, спортивные площадки, школьные стадионы. Имеется следующий инвентарь: набивные мячи, мячи для спортивных игр, скакалки, маты, перекладины, шведские стенки, скамейки.

2. Учебно-тематический план

график распределения часов СОГ

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель. май июнь июль август итого
Кол-во трен. часов
ОФП
СФП
Теория
Контрольные и КПН
Участие в соревнованиях
Медицинское обследование

график распределения УТ-1

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель. май июнь июль август итого
Кол-во тренировочных занятий
Кол-во трен. часов
ОФП
СФП
Теория
Контрольные и КПН
Участие в соревнованиях
Инструкторская и судейская практика
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование

график распределения УТ-3

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель. май июнь июль август итого
Кол-во тренировочных занятий
Кол-во трен. часов
ОФП
СФП
Теория
Контрольные и КПН
Участие в соревнованиях
Инструкторская и судейская практика
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование

график распределения УТ-4

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель. май июнь июль август итого
Кол-во тренировочных занятий
Кол-во трен. часов
ОФП
СФП
Теория
Контрольные и КПН
Участие в соревнованиях
Инструкторская и судейская практика
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование

Спортивно-оздоровительный этап (СОГ) На этап подготовки зачисляются дети 9-17 летнего возраста, желающие заниматься легкой атлетикой независимости от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний.

Этап начальной подготовки (НП ) – На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки

Спортивно-оздоровительная группа и группа начальной подготовки (СОГ и НП)

Цель этапа – обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (ОРУ, специальные упражнения своего вида). На этом этапе спортсмены должны ознакомиться с техников нескольких видов легкой атлетики и иметь общее представление о них. Решаются следующие задачи:

Гармоничное физическое развитие спортсменов;

Разносторонняя подготовка, укрепление здоровья,

Теоретическая подготовка с основами педагогики, биохимии.

Задачи:

· - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;

· - формирование стойкого интереса к занятиям спортом;

· - овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений;

· - воспитание гигиенических основ;

· - воспитание трудолюбия;

· - воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);

· - отбор перспективных детей для занятий легкой атлетикой.

В группах СОГ основными критериями являются стабильность состава занимающихся и посещаемость тренировочных занятий, динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения гигиены и самоконтроля.

Особенности обучения в группах СОГ и НП

Обучение легкой атлетикой на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам.

При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение элементарным и простым.

В СОГ с ориентацией на легкую атлетику большое внимание необходимо уделять развитию гибкости, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой – на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.

Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации [Текст]: методические рекомендации / Под ред. И.И. Столова. – М.: Советский спорт, 2008. – 136 с.

Рекомендации составлены на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов, действующих в сфере физической культуры, спорта и образования. В сборнике даны советы по организации спортивных школ, рассказано об условиях комплектования учебно-тренировочных групп и организации тренировочного процесса, представлены требования, предъявляемые к медицинскому контролю, правила оплаты труда и аттестации работников спортивных школ, дано описание системы многолетней подготовки юных спортсменов.

Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения

1. Занятия в спортивной школе проводятся по образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных программ по видам спорта, допущенных федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, и (или) образовательным программам, рекомендованным федеральным органом управления в сфере образования.

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Приложением 1 к Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям) – СанПиН 2.4.4.1251–03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 (табл. 1) .

Таблица 1

Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта

Возраст, лет

Вид спорта

Гимнастика (девочки)
Гимнастика художественная
Фигурное катание

Воднолыжный спорт
Гимнастика (мальчики)
Прыжки в воду
Синхронное плавание
Фристайл
Настольный теннис
Плавание
Теннис
Акробатика
Прыжки на батуте
Рок-н-ролл
Спортивные танцы
Аэробика
Дартс
Шейпинг
Шахматы
Шашки
Ушу

Горнолыжный спорт
Баскетбол
Футбол
Бадминтон
Спортивное ориентирование
Спортивный туризм
Гольф

Биатлон
Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)
Прыжки на лыжах
Парусный спорт
Бейсбол
Водное поло
Волейбол
Гандбол
Конькобежный спорт
Легкая атлетика
Лыжные гонки
Шорт-трек
Регби
Софтбол
Хоккей с мячом
Городки
Лапта

Велоспорт
Конный спорт
Современное пятиборье
Санный спорт
Стрельба пулевая
Фехтование
Бокс
Борьба вольная
Борьба греко-римская
Гребля академическая
Гребля на байдарках и каноэ
Дзюдо
Тяжелая атлетика (юноши)
Тхэквондо
Альпинизм
Буерный спорт
Гребной слалом
Натурбан
Полиатлон
Триатлон
Армрестлинг
Атлетизм
Бильярд
Гиревой спорт
Каратэ-до
Кекусинкай
Скалолазание
Стрельба из арбалета
Кикбоксинг
Контактное каратэ
Пауэрлифтинг
Самбо

Стрельба из лука
Стендовая стрельба

2. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с 4 лет).

Условиями данного набора являются:

– наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
– наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
– сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
– наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, соответствующей квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

3. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевода из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.

4. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

5. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.

6. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

7. На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже I спортивного разряда.

8. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильно высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

9. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства и в регионе.

10. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за ее команду в течение оговоренного срока (рекомендуемый срок – 2 года).

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Голд-Медиа. Хотите продемонстрировать клиенту свои возможности или свою продукцию, или сам процесс производства, но не хотите утруждать его экскурсиями по цехам и демонстрационным залам. Куда как удобней провести демонстрацию в офисе с использованием видео, продемонстрировав профессионально изготовленные корпоративные фильмы . Посетите официальный сайт компании www.g-mg.ru/ и ознакомьтесь с предлагаемым комплексом услуг по созданию корпоративных фильмов.

11. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой.

При отсутствии в утвержденной образовательной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в табл. 2 .

Таблица 2

Наполняемость учебных групп

Этап подготовки

Период обучения

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (ч/нед.)

Спортивно-оздоровительный

Весь период

Начальной подготовки

Первый год

Второй год

Третий год

Учебно-тренировочный

Первый год

Второй год

Устанавливается учреждением

Третий год

Четвертый год

Пятый год

Спортивного совершенствования

Свыше 1 года

Высшего спортивного мастерства

Весь период

12. Объединять в одну группу детей различного возраста и различной спортивной подготовленности рекомендуется при разнице в уровне их спортивного мастерства не выше двух спортивных разрядов.

13. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить в соответствии с решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).

Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

Организация учебно-тренировочного процесса

1. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.

2. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

3. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

4. Расписание занятий (тренировок) утверждает администрация спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха детей, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

5. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно других тренеров-преподавателей и специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

6. Для обеспечения круглогодичного учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Порядок привлечения работников спортивной школы к работе в оздоровительно-спортивных лагерях определяется в соответствии с Приложением 1 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113.

При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению данного мероприятия может производиться в соответствии с п. 8 указанного Приложения в таком же порядке, как и при проведении туристских походов.

7. Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать 2 академических часов в неделю, в учебно-тренировочных группах – 3 академических часов в неделю при менее чем 4-разовых тренировочных занятиях; в группах, где нагрузка составляет 20 часов в неделю и более, – 4 академических часов в неделю, а при 2-разовых занятиях в день – 3 академических часов.

8. Спортивной школе рекомендуется для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, организовывать учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней перед проведением муниципальных, региональных соревнований и соревнований на уровне городов Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней – перед проведением всероссийских и международных соревнований.

9. Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды городов Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней – для подготовки спортсменов, включенных в составы сборных команд Российской Федерации.

Приложение 1

Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда

(утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1993 г. № 113)

1. Для работы с детьми в оздоровительных лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием детей, в летних загородных дошкольных учреждениях, при проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий, организуемых органами управления образованием и образовательными учреждениями, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском.

2. За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений, направляемыми или привлекаемыми в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов (в том числе создаваемых предприятиями, профсоюзами и другими организациями) по проведению походов, экспедиций и экскурсий, органы управления образованием полностью сохраняют заработную плату.

3. За работниками, направляемыми органами управления образованием из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в летний период на работу в оздоровительные лагеря, летние загородные дошкольные учреждения и для других оздоровительных мероприятий за пределы указанных районов и местностей, на время выполнения этой работы сохраняются районный коэффициент и надбавки к заработной плате, выслуженные по основному месту работы.

Для работников, выезжающих по собственной инициативе на летний период в южные и центральные районы для такой работы, указанный порядок не применяется.

4. Для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки (объема работы) с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.
Для педагогических работников оздоровительных лагерей может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени в пределах месяца. В случае привлечения педагогических работников, с их согласия, к работе в лагерях с дневным пребыванием детей в период, не совпадающий с отпуском, сверх указанного времени им дополнительно производится оплата, установленная по выполняемой работе за фактически отработанное время.

5. Педагогическим и другим работникам, направленным в период, не совпадающий с их отпуском, в оздоровительные лагеря, находящиеся за пределами места постоянного проживания работников (в том числе оздоровительные лагеря предприятий, профсоюзов и других организаций), и зачисленным на соответствующие должности, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, за счет средств, предусмотренных на содержание лагеря, заработная плата выплачивается не ниже размеров, установленных по занимаемой в лагере должности.
Кроме того, работникам указанных оздоровительных лагерей за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в лагере должности, в размере 15%.
Перечень категорий работников, которым может быть установлена доплата к ставкам за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, утверждается учреждением.

6. Работа вследствие неявки сменяющего работника оплачивается в соответствии со ст. 88 КЗоТ Российской Федерации, если она выполнялась за пределами рабочего времени, установленного графиками работы. При повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а последующие часы – в двойном размере.

7. За каждый час работы в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра), осуществляемой на основе графиков работы или приказа по учреждению в случае замены, производится доплата в размере 35% часовой ставки.

8. Педагогическим работникам, направленным в качестве руководителей (старших руководителей – при наличии нескольких групп участников) и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий, в период, не совпадающий с отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренного Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристских походов, экспедиций и экскурсий, их сложности и продолжительности.

Кроме того, указанным работникам:

– возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок;
– может производиться доплата к должностному окладу за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 15% в пределах имеющихся средств.

Возмещение расходов по найму жилого помещения этим работникам не производится. Они должны проживать совместно с участниками походов, экспедиций, экскурсий. В случае размещения участников на турбазах, в кемпингах, гостиницах руководителям (старшим руководителям), заместителям руководителей производится возмещение расходов по найму жилого помещения в порядке, установленном при оплате служебных командировок на основании оплаченных счетов, выданных соответствующими учреждениями, организациями; помощникам руководителей из числа учащихся, входящим в состав группы, оплачивается проезд.

9. Лицам, занимающим должности специалистов в оздоровительных лагерях, летних дошкольных учреждениях, распложенных в сельской местности, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 25%.

10. Ставки заработной платы и должностные оклады работников оздоровительных лагерей (отрядов, групп), созданных для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии (в том числе с задержкой психического развития), для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышаются в порядке, предусмотренном письмом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 1993 г. № 10/32-Т.

11. Работникам оздоровительных лагерей, летних дошкольных учреждений, создаваемых органами управления образованием за пределами области, края, республики, города, района, оплачиваются проезд в оба конца, суточные за время нахождения в пути в порядке, предусмотренном при оплате служебных командировок.

12. Плата за питание работникам оздоровительных лагерей, находящихся за пределами мест их постоянного проживания, снижается на 50%.
Работникам из числа плавсостава учебных судов, клубов юных моряков и речников при нахождении их в плавании с учащимися на борту (в том числе и во время стоянок за пределами мест постоянного проживания) предоставляется бесплатное питание по нормам, предусмотренным для оздоровительных лагерей.
Дополнительные расходы, связанные со снижением или освобождением от платы за питание работников, производятся за счет средств, предусматриваемых на содержание лагеря.

13. В случае необходимости и при наличии соответствующих средств органы управления образованием и образовательные учреждения могут принимать на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения и для проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий студентов, специалистов предприятий, учреждений и организаций, работников образовательных учреждений в период отпуска. Оплата труда указанных специалистов должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности.
Кроме того, как и работникам учебно-воспитательных учреждений, выполняющим аналогичную работу в период, не совпадающий с отпуском, им возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, питанию (или суточные).

14. При создании на базе образовательных учреждений временных экскурсионно-туристских баз, оздоровительных лагерей для детей из других регионов и привлечении к работе на этих базах и в лагерях работников образовательных учреждений, на базе которых они размещены (в том числе директоров, их заместителей, учителей и др.), оплата их труда осуществляется за счет средств данных туристских баз и лагерей. При этом указанные работники в этот период от основной работы в образовательном учреждении не освобождаются и привлекаются администрацией этих учреждений к работе в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки (объема работы).

15. При увольнении работников, принятых на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения, им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск в порядке и на условиях, установленных по занимаемой в лагере и учреждении должности.

Легкая атлетика. Этап спортивно-оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет Головихин Евгений Васильевич

Организационно-методические указания

Подготовка юных лёгкоатлетов ставит перед тренером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что очень сложно на ранних этапах выявить способности и анатомические особенности. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах. Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы начальной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в СОГ.

Доказано, что среди физических качеств скоростные труднее всего поддаются развитию. Узкий круг применяемых специальных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации возможностей спортсмена.

Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежания преждевременной стабилизации физических качеств необходимо использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного легкоатлета должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения специального и общеразвивающего характера, а также скоростные упражнения в затрудненных и облегченных условиях.

Основные задачи для спортсменов, занимающихся в спортивно оздоровительных группах:

Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;

Совершенствование техники избранного вида спорта;

Постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок;

Повышение внутренней мотивации к спортивной специализации;

Воспитание специальных двигательных и координационных качеств;

Возрастание объема средств локального воздействия на мышечные группы, работа которых является решающей в избранном виде спорта;

Развитие физических качеств;

Углубленная специализация с использованием всей совокупности средств и методов тренировки;

Повышение психической устойчивости спортсмена;

Овладение тактическими действиями в процессе соревнований

Овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной подготовки.

При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:

Целевой направленности по отношению к спортивной деятельности;

Соразмеренности в развитии основных физических качеств;

Ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возрастной динамики развития юных спортсменов.

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на других этапах спортивной тренировки.

Тренировочный процесс в СОГ должен рассматриваться как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе решаются специфические задачи по развитию двигательных качеств, формированию координационных качеств, начал технического мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают необходимую реализацию программы тренировки.

Известно, что каждый уровень спортивных достижений имеет свои константные возрастные границы. Поэтому важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобретает знание возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала специализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выполнения нормативов мастера спорта (МС) РФ и мастера спорта международного класса (МСМК) и т. д.

Исходя из теории критического периода результатов исследований, можно выделить возрастные этапы, сформулировать конкретные задачи и определить средства и методы для совершенствования двигательных качеств юных спортсменов.

Представленный материал дает основание утверждать, что по мере развития организма юных спортсменов двигательные способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными. Оценка количественной взаимосвязи спортивного результата в изучаемом виде спорта (легкой атлетике) и параметров, отражающих специальную физическую подготовленность, показала, что основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные, скоростно-силовые способности и скоростную выносливость. Все это подтверждает наше высказывание о значении лимитирующих факторов, определяющих спортивный результат в избранном виде легкой атлетики.

В результате проведенных исследований установлено, что скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе начальных занятий спортом, оказывают более разностороннее и эффективное воздействие не только на воспитание основных физических качеств, но и на развитие различных функций юных спортсменов.

Известно, что спортивное мастерство в значительной мере зависит от силы мышечных групп. Однако мы убедились, что в изменении силовых показателей у подростков 14–16 лет существенное значение имеет направленность спортивной подготовки.

Наибольший темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 14–15 лет. Поэтому в процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных групп.

Результаты проведенных исследований показали, что скоростно-силовые упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.

Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуществляться на основе следующих основных методических положений:

1) преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов;

2) постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП;

3) непрерывное совершенствование в спортивной технике;

4) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок; каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла;

5) строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

6) одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого (В.П. Филин, 1987).

Одно из необходимых условий роста спортивного мастерства - многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов.

Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных этапах спортивной тренировки позволяет достигать необходимый результат.

Рассмотрим общую характеристику физических качеств. Физические качества состоят из двигательных и координационных. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, гибкость, выносливость. К координационным качествам относятся: равновесие, точность, меткость, амплитуда движения в суставах, пластичность, ритмичность.

Проявление физических качеств в двигательной деятельности человека. В повседневной жизни, на производстве и практически во всех видах спорта важной предпосылкой эффективной деятельности являются физические возможности человека. Физическая подготовка - это методически грамотно организованный процесс двигательной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств.

Термин «качество» отображает двигательные возможности человека и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к их проявлению в двигательной деятельности. Исходя из этого, можно дать следующее определение физических качеств.

Физические качества - это развитые в процессе воспитания и целенаправленной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возможность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности

Например, для преодоления большого внешнего сопротивления нужна, прежде всего, соответствующая мышечная сила; для преодоления короткого расстояния за возможно меньший отрезок времени - быстрота; для продолжительного и эффективного выполнения какой-то физической работы - выносливость; для выполнения движений с большой амплитудой необходима гибкость; для рациональной перестройки двигательной деятельности в соответствии с изменением условий окружающей среды, в которых она проходит, необходима ловкость, а для сохранения рационального положения тела нужна координация. Многочисленные данные спортивно-педагогических и медико-биологических наук позволяют сегодня разрабатывать эффективную методику развития физических качеств с учетом половых и возрастных особенностей людей. Знание психологических, физиологических и биохимических предпосылок дифференцированного и комплексного проявления физических качеств - важная составная часть профессиональной подготовки специалиста по физической культуре, что дает возможность методически грамотно определять педагогические задачи, обоснованно подбирать физические упражнения, рационально регулировать нагрузку и отдых в процессе занятий.

«Перенос» физических качеств. В теории физического воспитания и спорта, медико-биологической литературе и спортивно-педагогической практике сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость рассматриваются, преимущественно, как отдельные двигательные качества. И это в значительной мере оправданно как с точки зрения изучения физических качеств человека, так и с точки зрения целенаправленного их развития в занятиях физическими упражнениями. Вместе с тем есть достаточно оснований утверждать, что между физическими качествами существует сложная диалектическая взаимосвязь, которая изменяется в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности человека.

В спортивной литературе явление взаимосвязи между физическими качествами принято называть «переносом».

Первый состоит в положительном или отрицательном взаимодействии отдельных физических качеств между собою. Так, на начальных этапах тренировки возрастание максимальной силы положительно влияет на проявление скорости в циклических движениях.

При развитии гибкости увеличивается не только подвижность в суставах, но и сила мышц, которые поддаются растягиванию.

Развитие общей выносливости (в определенных границах) ведет к повышению специальной выносливости, которая, в свою очередь, оказывает содействие увеличению силы мышц.

Второй вид переноса состоит в том, что определенное физическое качество, которое развито с помощью одних упражнений, переносится (положительно сказывается) на выполнение других физических упражнений, производственных и бытовых действий. Например, сила, которая развита с помощью упражнений с отягощением, может способствовать улучшению результатов в толкании ядра или в работе грузчика; выносливость, которая развита в беге, будет оказывать содействие улучшению результатов в лыжных гонках и т. п.

Третий вид переноса - перекрестный. Установлено, что выносливость тренированной ноги почти на 45 % переносится на нетренированную. При продолжительной тренировке одной (правой или левой) стороны тела наблюдается увеличение силы мышц симметричной нетренированной стороны. Но с возрастанием тренированности и увеличением продолжительности занятий эффект переноса снижается.

В онтогенезе человека наиболее тесная положительная взаимосвязь между физическими качествами приходится на детский и подростковый возраст. По достижении половой зрелости она уменьшается, а с полным биологическим развитием может приобретать отрицательный характер. Характер взаимосвязи между физическими качествами зависит также от уровня физической подготовленности.

Чем ниже уровень развития физических качеств, тем теснее положительная взаимосвязь между ними, и наоборот, чем выше уровень развития физических качеств, тем слабее положительные взаимосвязи и более возможно возникновение отрицательного переноса.

Вместе с тем совершенно очевидно, что прямой зависимости между общим уровнем развития физических качеств и результативностью в специфических видах двигательной деятельности не существует. Именно этим обосновывается система специальной физической подготовки в спорте и профессионально-прикладном физическом воспитании.

Характеристика понятия «методика». Относительно развития двигательных качеств, понятие «методика» означает рациональное применение соответствующих физических упражнений и адекватных методов их выполнения с целью эффективного решения конкретной педагогической задачи в отдельном занятии и системе смежных занятий. Методика развития соответствующего физического качества должна предусматривать по возможности точные указания относительно выполнения в определенной последовательности системы основных операций, которые способствуют положительному решению поставленной задачи.

Принципиальная схема построения алгоритма методики развития физических качеств должна включать ряд операций:

1. Постановка педагогической задачи. На основе анализа состояния физической подготовленности конкретного человека, или группы людей следует определить, какое именно физическое качество и до какого уровня необходимо развивать.

Гибкость - развитие подвижности в суставах для выполнения технических действий в соответствии с морфологическими особенностями.

Быстрота - развитие быстроты двигательных реакций и частоты движений, адаптация нервно-мышечного аппарата, развитие межмышечной координации.

Ловкость - интенсивное развитие двигательного, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

Сила - развитие максимальной, взрывной и скоростной силы без отягощений.

Выносливость - развитие общей выносливости.

2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений для решения поставленной педагогической задачи в работе с конкретным контингентом людей.

Гибкость - можно выделить три разновидности упражнений:

Силовые упражнения.

Упражнения на расслабление мышц.

Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий.

Быстрота - общим требованием относительно упражнений по развитию быстроты является их выполнение с околопредельной и предельной скоростью. Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата. Необходимо уделять внимание совершенствованию координации работы мышц на умеренных и субмаксимальных скоростях. Это необходимо для того, чтобы занимающиеся сосредоточили свое внимание не на способе (технике) их выполнения, а на интенсивности движений. Временные параметры мышечной работы составляют от 3 до 30секунд.

Ловкость - акробатические, гимнастические упражнения, спортивные, подвижные игры.

Сила - упражнения с отягощением массой собственного тела, прыжковые упражнения, упражнения в преодолении сопротивления партнера или дополнительного сопротивления.

Выносливость - упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, тренажеры). Упражнения ациклического характера (спортивные, подвижные игры).

3. Отбор адекватных методов выполнения упражнения.

Гибкость - повторный, интервальный, равномерный, круговой, комбинированный.

Быстрота - соревновательный, игровой метод.

Ловкость - повторный, интервальный, равномерный, круговой, комбинированный и игровой метод.

Сила - интервальный и комбинированный.

Выносливость - повторный, переменный, равномерный, интервальный, игровой и соревновательный.

4. Определение места упражнений в отдельном занятии.

Подбор упражнений для тренировки строится на специальном тренировочном эффекте нагрузки. Сначала упражнения яркого силового характера, затем скоростно-силового, скоростные в режиме субмаксимальной мощности, и в конце аэробные движения не менее 10–12 минут.

Ловкость - начало и конец занятия.

Сила - начало занятия.

Выносливость - целое занятие или в конце тренировки.

4.1. В системе смежных занятий в соответствии с закономерностями переноса физических качеств.

Гибкость - ежедневно в течение семи недель развития двигательного качества.

Быстрота - две недели работы, одна неделя отдыха.

Ловкость - постоянно.

Сила - раз в четыре дня.

Выносливость - два раза в неделю.

5. Определение продолжительности периода развития определенного физического качества, необходимого количества тренировочных занятий.

Гибкость - октябрь - ноябрь, апрель-май. Занятия проводятся непрерывно в течение 42–49 дней в каждом периоде. После периода две недели отдыха. Время на одном занятии 30–50 мин.

Быстрота - наиболее благоприятное время, апрель - июль. Занятия проводятся в течение 21–23 дней в каждом периоде. После периода развития быстроты неделя отдыха.

Ловкость - на протяжении всего учебного тренировочного периода.

Сила - раз в неделю. При проведении учебно-тренировочных сборов направленного характера ежедневно в течение 14–20 дней.

Выносливость - раз в неделю специализированная тренировка. При проведении учебно-тренировочных сборов направленного характера ежедневно.

6. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их динамики в соответствии с закономерностями адаптации к тренировочным воздействиям.

Важнейший фактор адаптационных процессов - адекватность адаптации. Адекватные внешнему воздействию изменения происходят только в тех случаях, когда сила этих возмущающих воздействий не превышает границ физиологических возможностей регулирующих и обслуживающих систем организма.

Программа состоит из трёх частей:

Введения, где описана актуальность программы, новизна и отличия от других существующих. Поставлены примерные педагогические задачи для развития общих и специальных физических качеств. Определены условия образовательного процесса на разных этапах спортивной тренировки. Подробно обозначен ряд проблем и проблемных ситуаций которые негативно влияют на образовательный процесс.

Нормативной части, которая включает в себя тематические учебные планы на текущий год занятий, примерные годовые планы распределения часов, Величина теоретических и физических почасовых нагрузок. определена почасовым планом рабочей нагрузки в учебном году. Подробно описаны схемы проведения мониторинга в СОГ. Указаны переводные и контрольные нормативы.

Наталья Семина

— В 2010 году В ДЮСШ начала работу спортивно-оздоровительная группа для дошкольников. Правда ли, что ее созданию способствовали семейные обстоятельства?

— Я педагог по образованию(МГПУ факультет дошкольной педагогики и психологии, колледж физкультуры и спорта« Спарта»). Много занималась танцами, борьбой, йогой. В Краснознаменске на тот момент не было детских спортивных кружков, а мне хотелось и работать, и больше времени проводить с ребенком. Директор школы Марушкин Олег Генадиевич пошёл навстречу. Так, в 2010 году я стала тренером-преподавателем ДЮСШ — начала вести занятия в спортивно-оздоровительной группе(СОГ) для детей дошкольного возраста.


Занятия СОГ направлены на общее физическое развитие детей.

Проводятся 3 раза в неделю:

  • четверг — с 18:30 до 20:30,
  • суббота и воскресение — с 11:00 до 13:00.

Для детей дошкольного возраста приоритетными задачами в физическом воспитании являются развитие координации и согласованности действий, внимания, укрепление мышц, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, формирование стойкого интереса к занятиям физкультуры, научить ребёнка владеть своим телом, получать от этого удовлетворение и радость.

Группа СОГ в «ВКонтакте»

http://vk.com/club63176778

Для нового 2015−2016 учебного года создана своя группа в контакте по адресу vk.com/club101063530

В секции могут заниматься дети с 4 до 7 лет, без противопоказаний со стороны здоровья. Родители должны проконсультироваться с педиатром.

На занятиях обращаем внимание на правильную осанку, навыки самомассажа, упражнения на укрепление свода стопы. Также прорабатываем психологические задачи — упражнения на снятие мышечных зажимов, скованности движений, стеснительности. Подвижные игры и эстафеты создают командный дух, дружескую атмосферу.



Наталья Семина

— Вера Сергеевна, коллективная деятельность не исключает индивидуальный подход к каждому ребенку?

— Занятия групповые, все должны выполнять какие-либо задания. При подготовке и распределении заданий учитываются индивидуальные особенности ребёнка, его физические данные, характер, настроение, степень усталости.

Стараюсь подходить к каждому ребёнку индивидуально. Чтобы понять ребёнка разговариваю с ним по возможности и до занятия, и во время, и после, если встречаю на улице. Обращаю внимание, какие глаголы ощущений он упоминает чаще других: зрительные, слуховые, кинестетические и т. д. В дальнейшем стараюсь использовать в разговоре с ним слова, воспринимаемые его информационным каналом(говорить с ним на одном языке). Также использую технику« Я-сообщение», «Ты-сообщение».

Все дети хорошие и замечательные. Оценивая поступи и действия, оставляю возможность исправить ситуацию в следующий раз, стать ещё лучше. Использую образы и аллегории, отвлечённые ситуации, персонажей из знакомых мультфильмов и детских фильмов.

Иногда даю задания творческого характера: нарисовать рисунок, сделать поделку к празднику, выучить стихотворение, подготовить номер(если ребёнок ходит в другой кружок), таким образом, даю возможность проявиться его индивидуальности, талантам и получить заслуженную похвалу. Что очень способствует развитию успешной личности. Ребёнок должен чувствовать свой успех, переживать положительные чувства.



Наталья Семина

— Каковы особенности работы с дошкольниками? На что следует обратить особое внимание?

— В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребёнку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В игре дети получают психологический материал для осознания особенностей своего« Я». Такие переживания не всегда позитивны. Например, многим детям бывает трудно признать свой проигрыш. В таком случае игра является средством, с помощью которого можно научить проигрывать, реагировать на неудачу и выносить из неё главное — желание научиться делать то, что пока не умеешь. Кроме того, проиграв, ребёнок учится терпимее относиться к проигрышу другого.

Случается, что в процессе игры у ребёнка возникает очень важное переживание собственной полноты и целостности, наполняющее его« Я» новыми силами. Особенно радует, когда такое ощущение возникает не как следствие выигрыша, то есть за счёт других детей, а в коллективной игре — как результат совместного успеха, разделяемого с другими детьми.

Наталья Семина

— Всех родителей дошкольников интересует вопрос: «Как приучить ребенка к спорту?

— В последние годы медики отмечают тревожную тенденцию: современные дети становятся все менее тренированными, малоподвижными. Они не жалуют физкультуру, отдавая предпочтение сидячим развлечениям — просмотру телепрограмм, компьютерным играм. И как следствие, к 14—15 годам нередко приобретают целый букет болезней: близорукость, сколиоз, сердечную недостаточность и т. д. По мнению специалистов, выход здесь один — привычку заниматься физкультурой надо прививать детям с первых лет жизни. И делать это должна в первую очередь семья.

Разумеется, все родители хотели бы видеть своих детей гармонично развитыми, сильными и ловкими, а главное — здоровыми. Вот только как этого достичь? Главный вопрос, который волнует многих: в каком же возрасте следует начинать занятия спортом? Некоторые тренеры уверяют: чтобы добиться высоких результатов, детей надо отдавать в секции как можно раньше, уже с трех-четырех лет. Но этот тезис верен лишь в том случае, если речь идет о воспитании профессионального спортсмена. Однако подавляющее большинство детей не мечтают о чемпионских лаврах, а занимаются физкультурой просто ради здоровья и собственного удовольствия. В этом случае вовсе не обязательно вести кроху к профессиональному тренеру.

По мнению специалистов, до 6—7 лет здоровому и активному ребенку вполне достаточно просто играть во дворе со сверстниками и заниматься физкультурой под руководством родителей. Пример взрослых в этом возрасте очень важен. Если они все свободное время проводят на диване у телевизора, то и дети обычно усваивают именно такую модель поведения и в будущем не проявляют интереса к спорту. Поэтому чаще выбирайтесь всей семьей на стадион, в бассейн или на теннисные корты. Вовсе не обязательно останавливаться на каком-то одном виде спорта, меняйте их в зависимости от сезона: летом плавайте, осенью занимайтесь легкой атлетикой в закрытых спортзалах, зимой катайтесь на лыжах и коньках. Важно, чтобы малыш ощутил радость движения, привык к умеренным нагрузкам и физкультура стала естественной, а главное — приятной частью его жизни.

Наталья Семина

— Лучший отдых — это смена деятельности. Как правильно чередовать умственную и физическую нагрузку ребенка?

— Поддерживайте малыша во всех его стремлениях. Если ребенок решит начать бегать, делайте это вместе с ним, захочет каждое утро заниматься на турнике и вы вместе с ним.

Подарите летом незабываемые впечатления. Отправьтесь всей семьёй в туристический поход. Когда ребенок увидит всю прелесть песен у костра, попробует вкусную полевую кашу и все это после тяжелого дня на природе, он просто не сможет забыть такого приключения. Будьте уверены, что в следующем году он обязательно отправиться в такой поход еще.

Занятия спортом формируют характер, ответственность, приучают к правильному распорядку дня. Утренние и обеденные часы стоит уделять учебе. В свою очередь, занятия спортом снимут дневную умственную усталость, расслабят и поспособствуют хорошему аппетиту и крепкому здоровому сну.

Стремясь приучить ребенка к чему-либо, не забывайте учитывать и его пожелания. Здоровье малыша в руках его родителей. Старайтесь помочь ему определиться в виде занятий и незаметно корректируйте образ жизни. Можете придумать вместе распорядок дня, написать его на большом листе и повесить в комнате. Ежедневно, вместе с ребенком, отслеживайте, насколько были соблюдены все правила. Чем бы ни решил заниматься ребенок, помогите ему в начинаниях.

Дети в возрасте до 10 лет еще не могут сразу определиться, чем им лучше заниматься. Можно смело экспериментировать и пробовать различные виды занятий. Посетите вместе некоторые из них. Осознание того, чем именно он хочет заниматься, к ребенку придет после того, как ему представится выбор. Первые спортивные начинания не всегда становятся удачными. Поэтому не старайтесь сразу загрузить малыша. Нагрузки должны начинаться постепенно. Со временем ребенок будет привыкать и сможет больше заниматься. Главное, не перестарайтесь, иначе получите совершенно противоположный эффект.

Не спешите нагрузить ребенка занятиями в секции одновременно с первыми в его жизни занятиями в школе. Ребенку придется приспосабливаться к новым требованиям на два фронта. Ему может стать непонятным, что требует учитель и тренер. Тогда может появиться сопротивление к спортивным занятиям. Приобщайте ребенка к спорту спустя полгода с начала первых занятий в школе.

И все-таки в вопросе выбора секции для ребенка присмотритесь, чем ваш малыш любит заниматься, как ведет себя со сверстниками. Например, некоторые любят прыгать, другие — бегать, прыгать на скакалке или играть в шахматы и т. д. Если отдельные предпочтения существуют, смело ориентируйтесь на них.

Наталья Семина

— Как найти тренера для ребенка? Можно ли ожидать результат от занятий сразу?

— Определившись с видом спорта, не спешите записывать ребенка в ближайшую секцию. Поговорите с родителями, чьи дети уже ходят туда на тренировки: узнайте, устраивают ли их условия обучения, не слишком ли жестко тренер ведет себя с маленькими учениками. Обязательно понаблюдайте за детьми, выходящими с тренировки, — с каким настроением они прибегают в раздевалку, довольные и бодрые или усталые и расстроенные? Все это чрезвычайно важные вопросы, ведь от педагога зависят не только локальные успехи ребенка, но и его отношение к спорту в целом. Ищите специалиста с большим опытом работы с детьми, идущего на контакт с родителями. Вам нужен добрый и чуткий тренер, который не ставит перед собой цель вырастить из каждого своего ученика чемпиона и готов заниматься даже с не очень способными детьми. Нормативы нормативами, но индивидуальный подход в спорте не менее важен, чем в любом другом деле. Ведь даже если вы мечтаете о золотых медалях для своего спортсмена, на начальном этапе важно совсем другое: если ребенок действительно полюбит спорт, то со временем он сможет добиться гораздо большего, чем дети, которых заставляют ходить на занятия из-под палки. Спорт для ребенка может стать дорогой в жизнь.

Наталья Семина

— Нужно ли закаливать ребенка? С какого возраста? Как правильно?

— Закаливать ребёнка нужно, но без фанатизма. Важно правильно подбирать одежду для детей на улицу и в помещении, поддерживать температуру воздух в комнате, где находится ребёнок около 20−23 градусов. Купания ежедневные, игры с водой. Обтирания влажным полотенцем, обливания прохладной водой. Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды путём систематической тренировки.

Процедуры можно начинать с любого возраста практически с рождения. Можно закаливать и часто болеющих детей. Начинают процедуры в период, когда ребёнок здоров. Для закаливания используют все факторы внешней среды(солнце, воздух, воду). Закаливание можно начинать в любое время года. Процедуры должны производиться систематически, в течение всего года, тогда от них будет максимальный эффект. Необходимо постепенно увеличивать силу раздражителя и время его воздействия на организм ребёнка. Все закаливающие процедуры будут эффективны только на фоне положительных эмоций!

Закаливание ребенка до 1 года

Первой закаливающей процедурой для новорожденного ребёнка являются воздушные ванны. Заключаются они в том, что во время переодевания ребёнка его держат без одежды 1−2 минуты при температуре воздуха в комнате 22−24 С.

В летнее время новорождённого можно выносить на прогулку практически сразу после рождения(если его вес более 2500 г), вначале на 20−40 минут в день, постепенно увеличивая время до 6−8 часов в сутки. Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние на иммунную систему организма, но необходимо помнить, что нежная кожа ребёнка легко обгорает, поэтому пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено.

Зимой в средней полосе России гулять с ребёнком можно с семидневного возраста при температуре воздуха до -10 С в безветренную погоду начиная с 5−10 минут в сутки, доводя пребывание на свежем воздухе до 1,5−2 часов в день.

Очень важной закаливающей процедурой в этом возрасте является ежедневное купание малыша. Купание доставляет детям положительные эмоции и является мощным закаливающим фактором. Общие ванны в первом полугодии проводят ежедневно, во втором — можно и через день. Температура воды должна быть 36−37 С. После купания малыша обливают водой на 2−3 градуса ниже той, в которой он купался.

От года до трех лет

В этом возрасте дети достаточно устойчивы ко многим неблагоприятным факторам, особенно если закаливание производилось с рождения. Поэтому можно использовать более контрастные методы. Можно проводить общие обтирания со снижением температуры воды до 26−28 С, применять душ, который оказывает более сильное воздействие, так как кроме температурного фактора, здесь еще имеет место и механическое воздействие водного потока на кожу ребёнка, оказывающее массирующее действие.

С полутора-двух лет ребёнку можно разрешать купание в открытых водоемах при температуре воды +21 С и температуре воздуха +25 С и более. Первое купание 1−2 минуты, затем перерыв 10−15 минут. Очень важно не напугать ребёнка — не тащите его в воду, пусть зайдет сам.

Детям старше 1-го года можно постепенно проводить солнечные ванны. Температура воздуха должна быть от +20 С до +30 С(но не более!), пребывание на солнце начинайте постепенно 5−10 минут до 30−40 минут.

Самое лучшее время для солнечной ванны — утренние часы от 9 до 12 часов, в жаркое время можно загорать и с 16 до 18 часов. Не забывайте на голову ребёнка надевать панамку. Внимательно наблюдайте за кожей ребёнка — при малейшем покраснении пребывание на солнце следует прекратить на 1−2 дня.

Детям до трёх лет нежелательно проводить контрастные закаливающие процедуры(холодный душ, сауна, русская баня), так как ребёнок еще не в состоянии оценить самочувствие, и в последствии будет трудно определить грань между полезным влиянием этого метода и отрицательным.

Наталья Семина

— Какое спортивное направление для детей еще не охвачено в Краснознаменске?

— Да у нас в городе много разных предложений для детей. И занятия танцами, рисованием, пением, плаванием. Секции футбола, волейбола, баскетбола, тенниса, лыжные гонки, пулевая стрельба, художественная гимнастика. И всё-таки нам есть куда стремиться. Это лёгкая атлетика, между прочим, королева спорта, и акробатическая гимнастика. Акробатическая гимнастика включена в семейство различных видов гимнастики, которые, в свою очередь, входят в состав Международной федерации гимнастики(FIG).

Формируются различные группы из мужчин или из женщин либо смешанные группы для участия в соревнованиях. Акробатика сочетает в себе силу, гибкость и точность с грацией и музыкальным слухом. Но кроме этих компонентов должно быть доверие к товарищам по команде — это основа для достижения успеха в этом виде спорта. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика.

Наталья Семина

— Чем занимаетесь в свободное время

— Хобби у меня по жизни были разными, но в целом их можно отнести к эстетической группе, мне нравилось рисовать — я долго занималась живописью и рисунком, мне нравилось петь и выступать на сцене. В студенчестве я участвовала в различных творческих коллективах: русский народный хор, академический хор, вокальное исполнение. В Краснознаменске я познакомилась с хором Светланы Канищевой и несколько лет занималась в нем. В детстве ходила в театральный кружок. Занималась рукоделием, как многие девочки. Все эти навыки помогают мне теперь заниматься успешно педагогической деятельностью. Свой досуг организовываю тоже с пользой, хотя, сейчас не так много временя свободного. Обязательно пробую что-то новое: конные прогулки, скалолазание с друзьями, участие в театральных проектах.

Наталья Семина

— Любимое место в Краснознаменске? Что нравится в городе?

— Я люблю Краснознаменск. Мы всей семьёй обожаем прогулки по городу. Самое наше любимое место — новое озеро.

Что нравится в городе? Я согласно с пословицей, что не место красит человека, а человек место. Краснознаменск — это, прежде всего люди, которые живут в нём. Люди с высоким уровнем культуры, образования, большими амбициями и устремлениями в будущее! Здесь каждый может проявить себя с лучшей стороны. Сделать много полезного для людей. Идя по городу можно встретить главу администрации подойти и поговорить с ним о своих проблемах. Также с депутатами, учителями, директорами школ. Здесь все друг друга знают. Если что-то случается в городе это производит большой общественный резонанс среди жителей города. Люди откликаются и на горе(поддерживают и словом, и делами), и на творческие инициативы друг друга. Здесь хорошо растить детей. Конечно, трудностей хватает, как и во всей России. Но вместе мы справимся.

Наталья Семина

— Советы родителям маленьких Краснознаменцев:

— Советы очень простые.

  1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своего пренебрежения к физическому развитию. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ребёнка, в том числе его отношение к занятиям физкультурой. Пример взрослых чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.
  2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гимнастика. Всеми силами поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание.
  3. Наблюдайте за поведением и состоянием ребёнка во время занятий физической культурой. Иногда родители не понимают, почему ребёнок капризничает и не выполняет их требований. Причиной может быть усталость, другие скрытые мотивы и желания. Постарайтесь понять причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание особенностей своего ребёнка, его доверие, ощущение им своей защищённости и значимости собственной личности.
  4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятие. Если этого не делать, то возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
  5. Не ругайте ребёнка за временные неудачи.
  6. Важно определить приоритеты вашего ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
  7. Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если они нравятся ребёнку, пусть он выполняет их как можно дольше — в этом случае он не будет« хватать верхушки», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.
  8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Физкультура — дело серьёзное!
  9. Не перегружайте ребёнка: что доступно более старшему ребёнку, не всегда полезно младшему.
  10. В процессе воспитания ребёнка соблюдайте три правила: понимание, любовь и терпение!

P. S. Участник СОГ: «Зачем писать статью? Все в городе знают, что Вера Сергеевна — мегаспорт Галактики!»

Программа разработана на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (2005 г).

Одной из концептуальных основ деятельности учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения.

Деятельность учреждения регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

    Закон РФ «Об образовании»

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативные СанПиН 2.4.4 1251-03.

    Уставом ГАУ ПО «Дирекция спортивных сооружений».

    Закон РФ «О физической культуре и спорте»

    Положение об учебно-спортивном отделе ГАУ ПО «Диреция спортивных сооружений»

1.1.Спортивно-оздоровительный (предварительный) этап.

Спортивно-оздоровительный этап проходит в спортивно-оздоровительных группах и может длиться от 1-го года до нескольких лет.

К занятиям на этом этапе допускаются дети от 4 до 17 лет, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.

Возрастной диапазон обучающихся в одной учебной группе не должен быть более трех лет.

На спортивно-оздоровительном этапе решаются следующие задачи :

    формирование у детей интереса к спорту и фигурному катанию на коньках;

    всестороннее гармоничное развитие физических способностей;

    укрепление здоровья, закаливание организма;

    воспитание личностных качеств;

    освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств;

    овладение основами техники и тактики фигурного катания на коньках.

Критериями успешности прохождения обучающихся данного этапа являются:

    стабильность списочного состава детей, посещаемость;

    динамика роста индивидуальных показателей физической и технической подготовленности;

    уровень усвоения теоретических знаний и основ самоконтроля.

Результатами реализации Программы являются:

    формирование знаний, умений и навыков по фигурному катанию на коньках;

    выполнение нормативов по ОФП;

    вовлечение в систему регулярных занятий.

1.2.Режимы тренировочной работы и требования по спортивной подготовке

1.3.Порядок приема, условия зачисления в спортивно-оздоровительные группы и отчисления из них

Прием детей в спортивно-оздоровительные группы осуществляется приказом директора по заявлению родителей (законных представителей), независимо от их национальности и вероисповедания, с анкетными данными о ребенке и при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием возможности заниматься фигурным катанием на коньках.

Взаимоотношения между Учреждением и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) регулируются договором.

При отборе детей на этап спортивного оздоровления необходимо обратить внимание на критерии отбора. Данные для отбора приведены в таблице 3,4.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама