THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Светлана Капанина, фото которой вы видите в статье, - выдающаяся российская летчица, известная на весь мир. Она - обладательница огромного количества спортивных и государственных наград.

Ранние годы

Владимировна, биография которой представлена вашему вниманию в статье, появилась на свет зимой 1968 года в городе Щучинске С раннего детства она была необычайно активным ребенком. Девушка росла в обычной семье и не предполагала, что когда-то ее будут знать во всем мире. Во время учебы в школе она постоянно принимала участие в различных спортивных соревнованиях. Капанина любила находиться на ведущих ролях и порой выступала лучше, чем мальчики. Любовь к спорту привела девушку в секцию гимнастики, где она занималась более шести лет и показывала хорошие результаты. Тренеры были уверены, что из нее может вырасти хорошая гимнастка, но спортсменка решила, что не будет связывать жизнь именно с этим занятием. Что касается ее увлечений, то она очень любила технику и всегда обсуждала с мальчишками мопеды и мотоциклы. Стоит отметить, что Капанина любила покататься на мотоцикле. Уже тогда девушка начинала понимать, что ей нравятся скорость и адреналин в крови.

После восьмого класса она поступает в медицинское училище, и про спорт и технику приходится забыть. В 1987 учеба подходит к концу, и юная Света отправляется работать в одну из аптек Кургана.

Светлана Капанина: биография, юношеские годы

Фармацевтом девушка пробыла немного больше года и уже в 1988-м перешла на новую работу. Она занимала должность техника-электрика в спортивном авиаклубе города Кургана. Наблюдая каждый день за тем, как поднимаются в небо самолеты, Капанина начинает мечтать о полетах. В этом же году она начинает посещать занятия по авиаспорту. Некоторое время она просто познавала теорию, но девушка настолько рьяно изучала новый вид спорта, что уже через несколько месяцев совершила свой первый вылет. Первый год она занималась с Голубцовым, а уже в 1989-м начала заниматься с Леонидом Солодовниковым. В то время она решает, что свяжет свою жизнь с полетами, и начинает делать все, чтобы осуществить свою мечту.

Профессиональные занятия авиаспортом

В возрасте двадцати трех лет Капанина становится инструктором в одном из Иркутских спортивных авиаклубов. В этом же возрасте она попадает в сборную Российской Федерации по высшему пилотажу и тут же становится чемпионкой Советского Союза. Параллельно с выступлениями в сборной страны она работает летчиком-инструктором. В 1992 году она переходит работать в Курганский спортивный авиационный клуб, где продолжает тренировать начинающих летчиков. В следующем году Светлана отправляется на свои первые авиационные соревнования, которые проходят за границей России. Это был чемпионат Европы. Спортсменка была уверена в своих силах, но ее никто не знал, и потому в успешный результат мало кто верил. Несмотря ни на что, летчица сумела показать свой высокий уровень и завоевала "бронзу". Она заставила критиков умолкнуть. Именно в 1993 году зажглась звезда Капаниной. С тех пор она регулярно выступает на всевозможных турнирах самого разного уровня. Стоит отметить, что после успешного континентального первенства Светлана Владимировна получила звание мастера спорта международного класса.

Участие в турнирах и соревнованиях

В 1996-м она отправляется на женский чемпионат мира по авиационному спорту. В то время ее уже знал практически весь мир, и ни у кого не было сомнений в том, кто одержит победу. Так и случилось, в 1996 году двадцативосьмилетняя спортсменка стала абсолютной чемпионкой мира. В следующем сезоне ей достанется "золото" Всемирных воздушных женских игр. Стоит отметить, что в этом турнире Капанина одержит победу еще один раз, и случится это в 2001 году. Является Капанина двукратной чемпионкой России среди женщин. Три раза она становилась триумфатором континентального первенства. Она восемь раз побеждала на Всемирных воздушных играх, где между собой соревновались и мужчины, и женщины. Помимо победы на чемпионате мира в 1996, Светлана одерживала триумф на этом турнире еще пять раз.

Если сложить все которые девушка сумела завоевать, то получится шестьдесят семь. Стоит отметить, что здесь не учтены турниры, проходившие внутри страны.

Персональные награды

Учитывая, что летчица Светлана Капанина имеет такое количество завоеванных титулов, нетрудно догадаться, что в ее коллекции довольно много персональных наград. Перечислять их можно бесконечно долго, ибо Светлана Владимировна является живой легендой России. Потому стоит выделить несколько основных, которыми она больше всего гордится. Итак, к наиболее значимым наградам стоит отнести и Мужества, звание лучшего пилота за последние сто лет (по версии FAI), медаль единственной в мире пятикратной абсолютной чемпионки мира.

По словам спортсменки, самым важным для нее стало звание почетной гражданки Курганской области, которое она получила только в 2015 году. Учитывая, что Капанина начала заниматься авиаспортом в этом городе, немного странно, что награда пришла к ней так поздно. Летчица относится к этому с позитивом и уверяет, что это звание очень ей дорого, потому как было особенно долгожданным.

Патриотизм Светланы Владимировны

Светлана Капанина является истинной патриоткой своего государства. Она неоднократно заявляла, что если начнется война, без раздумий сядет за штурвал самолета и отправится бить врага. Летчица уверена, что все должны любить свою Родину так, как это делает она, и тогда будет возможность сделать Россию намного лучше. Неоднократно отмечала Капанина и то, что русские являются уникальной нацией, ведь они способны долго терпеть, а потом в один миг встанут и накажут своего обидчика.

Женщину часто можно заметить на различных встречах, где происходит общение на патриотическую тематику. Она с радостью показывает своим примером, как нужно любить родину. Светлана Владимировна с горечью отмечает, что сегодня молодежь не такая патриотическая, как это было еще двадцать лет назад. Исправлять это можно не только патриотическими лозунгами, а реальными действиями. Капанина неоднократно заявляла, что для того, чтобы молодое поколение любило свою страну, страна должна делать для них как можно больше. Что касается своих детей, то женщина старается воспитывать их так, чтобы они росли настоящими патриотами.

Жизнь вне спорта

Когда у Светланы появляется свободное время, она предпочитает проводить его с родными людьми. Женщина не является большой фанаткой ходьбы по ресторанам в компании друзей. Замужем ли Капанина Светлана Владимировна? Семья, как она сама неоднократно отмечала - это Ее мужа зовут Владимир, он является довольно известным в России каратистом. У супругов есть дети. Сына зовут Пересветом, а дочку - Есенией. Имена у детей исконно русские, и это выбор обоих родителей.

У Светланы есть брат и сестра - Олег и Лариса. Мать летчицы долгое время была бухгалтером на одной из промышленных баз, а потом некоторое время занимала должность оператора на заправке. Что касается отца, то он был водителем такси. Стоит отметить, что он был серебреным призером Казахстана по фигурному вождению на льду. Последняя его должность - егерь.

Несколько принципов из жизни летчицы

Светлана Владимировна отмечает, что никогда не пытается доказать, что она лучше кого-то. Она просто старается всегда хорошо выполнять свою работу.

Несмотря на то что она является всемирно известной личностью, в семье ведет себя так, будто никакой известности и нет. Это помогает сохранить баланс в отношениях между членами семьи.

Женщина-пилот Светлана Капанина не считает себя "железной леди", ибо у нее есть банальные страхи, как и у всех нормальных людей. Женщина отмечает, что после того, как у нее появились дети, она стала во всем быть более осторожной. Если раньше она могла за чем-то недосмотреть, то теперь не может себе этого позволить.

Один из наиболее важных принципов Светланы - хорошо относиться к родителям. Она уверена, что должна помогать им всем, чем может. Во многих интервью летчица неоднократно заявляла, что родители помогли пережить ей огромное количество трудных моментов в жизни.

Итоги. Краткая характеристика личности

Светлана Владимировна Капанина войдет в историю не только как великая летчица, но и как истинная патриотка своей державы. Как можно было понять, она готова пожертвовать собой только ради того, чтобы в стране царили мир и благополучие. Если бы все люди в Российской Федерации мыслили так как и она, то жить было бы легче.

Сегодня Светлана считается живой легендой. Она продолжает обучать молодых летчиков и уверена, что каждый из них добьется больших успехов, если будет работать не покладая рук. Женщина старается никогда не нервничать, именно поэтому ученики любят ее и с удовольствием с ней занимаются.

Светлана Капанина - летчик, заслуживающий внимания и похвал. Ее мужество и героизм неоднократно отмечал Владимир Владимирович Путин. Этот факт лишь подтверждает, что она является Великой!

К небу людей тянуло с древних времен. Что только ни создавалось для покорения голубого пространства над нашей планетой: самодельные крылья, бочки с порохом в качестве летательного аппарата и прочие интересные вещи. Когда же появились первые аэропланы и самолеты, мужчины оккупировали эту технику, считая, что женщинам не место за штурвалом такой машины.

В истории есть множество упоминаний о женщинах-летчиках, но самой выдающейся стала Капанина Светлана. Она так виртуозно управляет небесным транспортом, что множество раз в честь ее полетов звучал гимн страны. Капанина Светлана Владимировна, биография которой интересна и разнообразна, стала героиней нашей сегодняшней статьи. Что же стало причиной ее пристрастия к полетам?

Светлана Капанина: биография

Светлана родилась в рабочей семье 28 декабря 1968 года. Ее родной город находится на территории Казахстана в Акмолинской области.

Уже в начальных классах школы девочка увлекалась быстрой ездой. Учась в четвертом классе, она почти неделю уговаривала родителей приобрести для нее мопед. Получив желанный подарок, она много раз участвовала в юношеских заездах.

Также девочка участвовала в соревнованиях по бегу, так как умела не только быстро ездить, но и быстро бегать.

В это же время она занимается художественной гимнастикой, к шестому классу уже имеет неплохие достижения в этом виде спорта. Она смогла выполнить норматив кандидата в мастера спорта.

Дальнейшее обучение и мечты не связаны

Капанина Светлана мечтала о прыжке с парашютом, хотела почувствовать небо. Также в ее планах было научиться искусству карате, стать бойцом в отряде спецназа. Согласитесь, совсем не девичьи грезы!

Но судьба вела ее к небу с другой стороны. Девочка, окончив восемь классов, поступает в медицинское училище, где учится на фармацевта.

С места учебы ее распределяют работать в город Курган. Там она начинает "хозяйничать" в больничной аптеке.

Любовь в небесах

Впервые Капанина Светлана полетела пассажиром в спортивном самолете. Ей вскружил голову не только полет, но и пилот. Это был страстный летчик, который так вел самолет, что девушка просто визжала от восторга.

Леонид Солодовников не пытался напугать красавицу-пассажирку, он пытался привлечь ее внимание к себе. В итоге молодые люди начали встречаться, а потом и поженились.

Семейное счастье длилось недолго. Небо подарило им друг друга, но и разлучило. В 1994 году Леонид трагически погиб, не справившись с управлением самолета и разбившись.

Главное - взять себя в руки

Пилот Светлана Капанина целый год приходила в себя. Она очень сильно переживала смерть супруга, многие думали, что она уже никогда не сядет за штурвал и не выйдет из того состояния, в которое впала.

Впервые она вышла на участие в показательных полетах не со своей музыкой. Обычно для нее из динамиков на поле играло танго. Но в этот раз она попросила поставить композицию "Юнона и Авось" из рок-оперы. Капанина Светлана назвала свой полет "Аллилуйя любви" и посвятила его всем летчикам, которых уже нет в живых.

Первые победы в состязаниях на самолетах

В 1995 году проходил чемпионат мира в ЮАР по полетам. Это были первые всемирные соревнования для Светланы. Она понимала, что шансы у нее есть, но мизерные, ведь участие принимало сорок четыре пилота мужского пола, а она была сорок пятым участником - единственной женщиной.

Мужчины в своих полетах отличаются большей дерзостью, но Капанина Светлана, недавно похоронившая мужа, стала тоже довольно бесстрашной. На этих соревнованиях она выкладывалась по полной, не жалея ни себя, ни самолет.

В конце турнира объявили результаты: Светлана стала второй! В мировом авиационном спорте еще не было случаев, когда женщина занимала первые места. В этом году она стала обладательницей "золота", "серебра" и "бронзы" в отдельных состязаниях.

Следующую золотую медаль она взяла в Америке на чемпионате планеты. Хотя Капанина Светлана в тех соревнованиях не стала обладателем "Кубка Арести", от которого она находилась на расстоянии одной ступени пьедестала, но в этом году она стала первой в мире женщиной-пилотом, обошедшей мужчин.

Светлана Капанина - летчик без самолета

Когда в Кремле Светлану награждал сам Путин, девушка не упустила возможности пожаловаться ему на авиаспорт в России. Она сказала президенту, что ее победа могла бы и не случиться, ведь для мирового чемпионата у нее даже самолета не было!

Владимир Владимирович попросил подробней описать все проблемы, связанные с авиационным спортом и отсутствием у Капаниной самолета. Она сказала, что та "рухлядь", на которой они тренируются, уже давно исчерпала свой летный ресурс. Отечественным самолетам более двадцати лет, на них летать просто опасно.

Также Капанина Светлана рассказала президенту о том, что ни на ремонт ни на бензин выделяемых денег не хватает. Нужно на один самолет не менее десяти тысяч в день.

Светлана рассказала Путину, как перед мировым чемпионатом обзванивала европейские клубы в поисках самолета для соревнований. Владимир Владимирович обещал, что разберется с этими проблемами.

Семейная жизнь летчицы

Первого своего мужа Светлана похоронила. Она его очень любила, но это не было поводом ставить на себе точку. Со вторым мужем Владимиром девушку тоже свело небо. Только в этот раз Владимир по приглашению друзей пришел посмотреть на показательные выступления красивой летчицы. От друзей он слышал о ее победах, о том, что мужчины-летчики ее обожают, после каждого полета девушку носят на руках.

Любопытство Владимира закончилось влюбленностью. Он, как увидел Светлану, был настолько поражен совмещением ее красоты и таланта, что просто потерял голову. Через некоторое время они поженились.

У семейной пары есть двое детей: сын Пересвет и дочка Есения. Муж Светланы воспитывает детей в строгости, так как сам заслуженный тренер РФ по боксу и карате!

Дети тоже занимаются спортом, предпочитают сноуборд. Также дети гордятся своими родителями, они в школе всем рассказывали о том, какая у них отважная мама и сильный папа.

Везение и удача - главные составляющие в жизни пилота

Светлана Капанина, биография которой не многим известна, не один раз была на грани жизни и смерти. Во многом ее действительно сопровождала Фортуна. Расскажем про один случай.

Во время одного тренировочного полета на ее самолете сорвало винт! Лопасть пронеслась мимо нее и впилась в крыло. Аэродинамика была нарушена и началась ужасная тряска. В большинстве таких случаев тряска не дает выбраться пилоту для эвакуации, и летчики погибают. Светлане повезло - винт вырвало полностью, что дало возможность посадить самолет без работающего двигателя, просто планируя.

Но для Светланы это было не самым страшным. Она видела, как оторванный винт грохнулся буквально в нескольких метрах от ее семьи. Муж с детьми в этот день наблюдали с поля за полетом Светланы. Слава Богу, обошлось!

Светлана Капанина - летчик, интервью у которого хотят взять многие репортеры. Это обычная, не зазвездившаяся женщина, которая с удовольствием отвечает на вопросы и общается с любителями авиационного спорта.

«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова

Авиаспорт, как и автогонки, считается уделом мужской половины человечества. Она разрушила этот стереотип. Уже много лет ее имя входит в десятку сильнейших летчиков мира. Обладательница медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия», семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу среди женщин – за всеми этими титулами стоит великолепная Светлана Капанина, красивая женщина с сильным характером.


— Светлана Владимировна, расскажите про Вашу семью, кто-то из Ваших родственников летает?

Нет, семья у меня не «авиационная». Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. Впоследствии «баранку» таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время — бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательные сестра Лариса и брат Олег.

— С чего начался Ваш путь в профессиональный спорт?

— Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов. Очень многое в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала нам, своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств.


После восьмого класса я поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле — чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров, они меня не впечатляли, а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек мы отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями…

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб. Иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает меня и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а «записаться на самолеты». Ну и записалась. Несколько месяцев занималась теорией — самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и «прокатили» (по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов), то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

— Как же так получилось: полет не впечатлил, а в авиашколе Вы остались?

— С трудом уволившись из аптеки, – в те времена было очень строго с отработкой по распределению после учебы, – собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: «Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж». Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: «Он и обезьяну летать научит…» Александр Васильевич сразу уловил мой спортивный характер, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам, «перспективного спортсмена». Очень благодарна ему за настойчивость, с которой он убеждал меня остаться.

В общем, погостила я дома и вернулась, думала, что на несколько дней — уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич – он стал потом моим тренером – устроил «настоящий прогон», а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать. Взлетели. У Солодовникова пилотаж строгий, четкий, с большими перегрузками. У меня голова вправо-влево, бьется об фонарь! Земля-небо, все вращается! То тебя пытается выбросить из сидения, то наоборот вжимает, скальп вверх-вниз, руки-ноги летают по кабине, педали, ручка — все ходуном…

Я была в таком восторге, в таком колоссальном шоке! Этот шок пронесла через всю жизнь! Больше таких ощущений никогда не испытывала. Если все было бы постепенно, то есть первый полет начался с обучения, — никогда, наверное, не почувствовала бы таких неземных, ярких ощущений!

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК — и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: «Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!» Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: «Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь».

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал… Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам… С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь… Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась. Он мой «ангел-хранитель».

— Когда Вы почувствовали, что небо Вам покорилось?

— Небо не покорить. Оно может или принять, или не впустить в себя. Примет — и ты купаешься в нем, становишься частью этого безбрежного бытия… Не принимает — пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься. Покоряется не небо, а самолет — когда твой технический и физический потенциал сливается с его возможностями. Вот тогда что-то получается…

— Как формируется стиль, почерк пилота? Меняется ли он со временем?

— Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете — или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения.


— Расскажите, как Вы попали в сборную России по высшему пилотажу?

— Меня пригласил Касум Гусейнович Нажмудинов, главный тренер сборной, это было в 1991 году.

Первые сборы прошли ужасно. Пришла такая девчонка, которая мало что из себя представляет, неизвестно, вырастет ли из нее вообще во что-нибудь. Но, видно, почуяв конкуренцию, остальные члены сборной стали меня «вышибать». Было настолько обидно, я даже плакала. Я выросла среди мальчишек, здесь тоже в основном ребята… и непонятно, за что тебя за спиной обливают грязью. Решила: больше в эту команду не поеду, не нужны никакие чемпионаты мира, никакие СУ-26! И правда, на следующие сборы не поехала.

Но позже все же стала летать в сборной, попыталась отстраниться от команды, дружила с техниками. На их поддержке выехала. Знаете, дружба в команде — это важно. Когда не только «каждый сам за себя». Хочется честных взаимоотношений, поддержки, плеча.

— Вы семь раз брали мировое «золото», многократно становились абсолютной чемпионкой России. У Вас есть ученики, последователи высшей школы пилотажа?

— Если честно, то на тренерскую работу пока нет времени. Соревнования, сборы, тренировки, переезды… Всё успеть невозможно. В 1995 году я окончила экстернат Калужского летно-технического училища по специальности летчик-инструктор и, конечно, опытом делиться буду.

— Как Вы относитесь к своим наградам и победам? Какая медаль для Вас самая важная?

— Поначалу, наверное, гордилась своими наградами, а сейчас — это лишь результат проделанной работы. И уже не так важна победа (хотя и это имеет место быть), — для меня и для многих других пилотов-профи большее значение имеет, как отлетал, что создал нового, чем порадовал. Больше радует творчество, чем чисто спортивные наработки ради победы. Ну а медали – каждая дорога по своему. За каждую заплачена своя цена. Они, как километровые столбы — наверное, какие-то вехи, но об этом я буду задумываться позже. Ведь пока еще летаю…

— Насколько для Вас важно сделать каждый полет идеально?

— Хочется каждый полет отлетать идеально. «Все, что я делаю – я делаю хорошо!» Для чего плохо летать? Но как бы ты ни старался, бывают внешние факторы, влияющие на полет и тебе не подвластные: ветер, «тяжелый» самолет, слабый двигатель, местность. Поэтому — нет предела совершенству.

— У Вас двое очаровательных детей – Пересвет и Есения, но при этом Вы ни разу не уходили надолго из спорта. Тяжело было восстанавливаться после родов?

— После рождения Пересвета, недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой.

— Как Вы изменились, когда стали мамой?

— Дети – это моя радость. Чем больше они становятся, тем больше становится счастья и любви к ним. Не хочется никуда от детей уезжать. С рождением ребятишек появилась осторожность, лишний раз не кидаюсь в омут с головой. Отчаянности стало меньше, мечтаешь вернуться домой живой, в будущем увидеть их свадьбы, их счастливую взрослую жизнь. Может быть, и полюбоваться ими на пьедестале… Ну, и внуков дождаться!

— Они хотят пойти по маминым стопам?

— Есения хочет летать, как мама, и даже лучше. Хотя я это не приветствую. Пересвет же, как папа, – борется, вроде бы перспективно. Посмотрим — время есть. Главное, пусть будут хорошими и надежными людьми.

— Вам удается отдыхать?

— Я давно не отдыхала. Люблю путешествовать, но пока приходится ездить только на соревнования. Наша команда объездила почти весь мир (не были только в Австралии), но отдыхом эти поездки назвать трудно, равно как и путешествием, из-за постоянного напряжения. Спорт жесток, ему нужно отдаваться целиком, без остатка.

И еще один пост про вдохновляющих людей.
Посмотрите, какая потрясающая женщина -

Это Светлана Капанина - семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор "ОКБ Сухого".

Впервые о Светлане мне рассказал отец. Я тогда еще имела привычку спорить, если в Интернете кто-то не прав. И меня угораздило схлестнуться на просторах Сети с одним мерзавцем (это не ругательство, это спокойное объективное определение с моей стороны), который под опубликованным к 9 Мая стихотворением Друниной про девушку-солдата начал писать гадости на тему того, что, мол, знаем, зачем все эти... тащились на войну, припомнил мерзкую аббревиатуру ППЖ, а в итоге договорился до принципиальной неспособности женщины представлять из себя не то что боевую единицу - вообще делать что-то за пределами кухни и детской. И тогда папа рассказал мне про Капанину. Своего опппонента я, конечно, ни в чем не переубедила, но зато образ бесстрашной покорительницы воздуха запал в душу. И вот сейчас я о ней вспомнила и хочу в свою очередь рассказать.

Будущая летчица родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих. Ее отец работал таксистом и увлекался фигурным автовождением на льду, по его примеру Светлана с детства тянулась к спорту - были и мопеды, и мотоциклы, и бег на короткие дистанции. Шесть лет отдала спортивной гимнастике, сдала нормативы кандидата в мастера спорта. Светлану даже звали в школу олимпийского резерва - не пошла, так как туда не пригласили ее преподавательницу.
После восьмого класса Светлана поступила в Целиноградское медучилище на фармацевтическое отделение. Окна общежития выходили на летное поле, и девушка могла видеть тренировки спортсменов. Возникло желание попробовать себя в прыжках с парашютом, однако тогда с занятиями "не срослось".
После училища девушка попала по распределению в Курган, где уже через месяц пришла в местный аэроклуб. Там случайно встретившийся инструктор уговорил ее вместо парашютного спорта заняться пилотированием. Однако первый, после нескольких месяцев наземной теории, спокойный горизонтальный полет Светлану разочаровал. Из спорта не дал уйти замечательный летный инструктор А.В.Рукавишников. Он по достоинству оценил и спортивный характер девушки, и хорошую физическую подготовку, приобретенную годами гимнастических тренировок. Чтобы заинтересовать перспективную ученицу, он устроил Светлане "прогонный полет" по всем правилам высшего пилотажа.

"Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…"

Светлану оформили на работу техником-электриком связи при аэроклубе. И начались полеты. Со второго года ее инструктором стал Леонид Солодовников. Многие отговаривали ее, пугая его невыносимым характером. Однако девушка сумела сработаться с резким и требовательным учителем. Тренер не прощал ей малейшей неточности, заставляя отрабатывать не одну сотню раз каждое упражнение, повторяя: «Человек может простить, небо - никогда». Через три года она стала абсолютной чемпионкой России по высшему пилотажу и членом сборной страны. За Леонида Солодовникова она вышла замуж.

"Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете - или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения".

В 1993 г. на Чемпионате Европы в Италии Капанина взяла серебро и вместе с медалью получила звание мастера спорта международного класса, а Леонид Солодовников - звание заслуженного тренера РФ. Они начинают подготовку к чемпионату мира по высшему пилотажу, который состоится через год в Испании. Но через год Леонид погибает - нелепо, невозможно. Это стало тяжелейшим ударом для летчицы. Вместо синего неба перед глазами распахивалась бездна горя и одиночества. Близкие полагали, что Светлана оставит полеты.
Однако женщина предпочла лечить горе тренировками. На крутых виражах личная трагедия отступала, отходила на второй план.Признанием в любви погибшему мужу стало ее выступление на Кубке мира. Под музыку «Юноны и Авось» она исполнила танец в небе, сравнимый разве что с лучшими номерами звезд фигурного катания. Выступление называлось «Аллилуйя любви».
А потом были США. 18-й Чемпионат мира по высшему пилотажу на военной базе в Оклахоме. 79 летчиков из 23 стран. О победе американцев говорили как о деле решенном: у каждого свой личный тренер и персональный самолет. Лучший отель для отдыха.
Русские же в пустыне, на жаре, вручную собирали самолеты. Все были асами своего дела, но катастрофически не хватало часов налета - едва ли пятая часть от обязательной спортивной нормы. Не хватало денег, питались скудно, экономя на всем.
Соревнования по высшему пилотажу проходят в несколько этапов. Первый - обязательная программа - домашние заготовки из сложнейших фигур. Второй - произвольная программа. Третий - темная программа, которая составляется из фигур, заявленных каждой командой. Жюри выбирает 15 из них и оглашает программу за сутки до вылета. Сами летчики говорят, что отдельные элементы этого упражнения невозможно описать словами. Абсолютным чемпионом признают летчика, показавшего лучший результат по сумме трех этапов.
Светлана чувствовала себя плохо, самолет откровенно барахлил. Судьи ничего не заметили, но все же команда находилась на грани провала. Спас случай: из-за погодных условий соревнования прервали на четыре дня, за это время летчики успели восстановить силы и исправить все проблемы в машинах.
Россия победила в командном первенстве. Капанина стала абсолютной чемпионкой мира, завоевав 4 золотых медали. Власти штата Оклахома назвали ее лучшим пилотом чемпионата. Американца вручили Светлане позолоченный ключ и присвоили звание почетного гражданина штата.
После такого триумфа один из западных журналистов написал о победительнице: «Светлана Капанина относится к числу тех характеров, которые способны изменить ход событий самым непредсказуемым образом, в стиле Джеймса Бонда».

А потом - Китай. И ставший легендарным пролет в узком, как игольное ушко, ущелье между скалами. Это рискованное предприятие Светлане предложил один из организаторв Кубка мира. Сначала женщина отказалась. Но, услышав, как у нее за спиной асы говорят, что она струсила, - решила, что полетит.
Ущелья в Китае - узкие и непредсказуемые. Все летчики знают их коварство, побороть которое способны лишь асы из асов.
Светлана на своем "Су-26" набирает скорость и ставит самолет "на нож" - но его бросает на каменную стену. Сделав шесть "бочек", летчица триумфально вырывается из каменной западни. Теперь никто не сомневается в том, что она - лучшая.

Сейчас Светлана может гордиться внушительным списком побед:
- Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
- Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных Игр среди женщин (1997, 2001).
- Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
- Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
- Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).
- Тридцативосьмикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).
- Восьмикратная Чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).
- Семнадцатикратная Чемпионка Европы (1997, 2006, 2014).
-Обладатель 67 золотых, 22 серебряных, 12 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Гран-При ФАИ.
Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег. Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Светлана замужем, у нее сын и дочь. Дети уже сейчас хотят летать, как их мама.
"После рождения Пересвета (сына), недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой".
Через полгода после рождения сына Светлана в очередной раз завоевала звание абсолютной чемпионки.

"Пока душа поет и летается - буду летать. Не почувствую радость от полета - закрою фонарь и уйду. Но думаю, это произойдет прозаичнее - из-за отсутствия самолета. Ну а форм саморазвития много. Работа над собой - это и есть главное, зачем мы приходим на землю".

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама