THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Лёгкая атлетика в школе

На этом рубеже проводить работа по отбору, набору и начальной подготовке юных лёгкоатлетов. Очень важно вовремя заметить и начать первичную подготовку. В настоящее время эта работа проводиться учителями физической культуры и одним человеком из спорткомитета. Такое положение вещей не допустимо. Чтобы более чётко решалась эта задача следует ежегодно организовывать на платной основе рабочую группу из профессиональных специалистов.

В школах, где учиться более тысячи учащихся и есть минимум условий материальной базы, необходимо рассмотреть возможность о введении секции лёгкой атлетики. Тренерско-преподавательская группа тестирует учащихся по заранее подготовленным программам ежегодного мониторинга, занимается отбором и набором одарённых детей по трём и более возрастным группам, готовит к предстоящим соревнованиям на тренировочных занятиях по видам лёгкой атлетики и представляет сборную команду школы на городских мероприятиях. Кроме этого в каждой школе необходимо вести ежегодный учёт о:

· количестве занимающихся школьников в спортивных секциях и стимулировать их рост

· качестве физической подготовки, выводя средний результат по проводимым тестам и соревнованиям

· рекордах школы по видам лёгкой атлетики

· десяти лучших лёгкоатлетов школы

Всю обработанную информацию следует вывешивать на стенд, красиво оформив.

Параллельно тренером по лёгкой атлетике ведётся работа по подготовке и участию сборной школы на городских соревнованиях.

Результатом качественной работы на данном этапе подготовки может служить конкретный результат на городской спартакиаде учащихся. Здесь можно увидеть не только как проводилась работа в течение года, но и наметить группу абитуриентов. Наилучшим показателем отлично выполненной работы будет подготовка школой выпускника с первым спортивным разрядом в избранном виде лёгкой атлетики, хорошо - ряд спортсменов со вторым разрядом.

Лёгкая атлетика в СУЗах и ВУЗах города

Следующий закономерный этап подготовки мастеров - это дальнейшее обучение в высшем учебном заведении. Основной задачей этого звена цепи непрерывной подготовки высококлассных специалистов является обеспечить студента всеми необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями для успешного развития не только чисто спортивных качеств, но и патриотических. Ведь мы должны с вами не забывать, что спорт это не только закачивание мускул людей-биороботов, ради меркантильных интересов группы заворовавшихся «руководителей», но и как мощнейшее средство развития человека как личности. Личность всегда стремиться к саморазвитию творческих начал, ради улучшения общего благосостояния, ради гармонии с природой. И об этом не следует забывать на этом временном отрезке подготовки.

Конечно же, как и в школах, необходимо вести учёт о количестве занимающихся, рекордах, проводить ежегодно внутренние соревнования и т.д. Параллельно отслеживать участие лучших лёгкоатлетов не только на городских соревнованиях, но и областных, российских и т.д.

Легкая атлетика является составной частью физической культуры и обладает всеми присущими ей функциями. Объединяет естественные движения человека.

Она представлена:

1. В спорте.

2. В системе физкультурного воспитания и контроля уровня физической подготовленности различных слоев населения.

3. В рекреации и организации досуга населения.

4. В реабилитации населения средствами физической культуры.

В школах, средних учебных заведениях и вооруженных силах легкая атлетика представлена различными видами.

Легкая атлетика как естественно-эмпирическая основа теории и методики физического воспитания и спорта (исторический аспект). Легкая атлетика явилась эмпирической базой теории спортивной тренировки и теории физического воспитания. Это обусловлено историческим фактором, широким распространением в мире, возможностью точно дозировать тренировочную работу и учитывать нагрузку, получаемую спортсменом и объективностью регистрации параметров работы и нагрузки.

На всем протяжении человеческой истории физические упражнения широко использовались для подготовки людей к исполнению своих социальных функций. От умения быстро бегать, точно и далеко менять, далеко и высоко прыгать зависела жизнь древнего человека.

Легкая атлетика характеризуется большим разнообразием соревновательных упражнений и значительным количеством различных способов и вариантов их выполнения.

Для четкой классификации легкоатлетических упражнений их объединяют в 5 групп по сущности упражнений, каждая из которых имеет свои виды и разновидности:

1. Спортивная ходьба.

2. Бег. На короткие дистанции, на средние, длинные, марафонский, с барьерами, эстафетный.

3. Прыжки. В высоту, в длину, тройной, с шестом.

4. Метания. Толкание ядра, метание копья, диска, молота.

5. Многоборья. Троеборье, семиборье, десятиборье.

По целевым установкам, где определяющим является:

а) скорость передвижения спортсмена.

б) дальность и высота полета спортсмена.

в) дальность полета спортивного снаряда.

По качествам, определяющим результативность упражнений:

а) скоростно-силовые виды;

б) виды, связанные с проявлением выносливости.

По характеру двигательных действий: циклические, ациклические, комплексные. Легкую атлетику называют «Королевой спорта», т.к. ее программа во всех крупнейших соревнованиях (включая и Олимпийские игры) является самой обширной по количеству разыгрываемых комплектов наград.

Сущность спортивных соревнований

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Практикум по легкой атлетике

Издательство

ББК 75.711я73

УДК 796.42(076.5)

Бобина О.Н.

Б 721 Практикум по легкой атлетике: учебное пособие /авт.-сост. О.Н. Бобина, И.Н. Родичев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 112 с.

В практикуме изложены методика обучения в легкой атлетике, возможные ошибки в выполнении упражнений и способы их устранения, выдержки из правил соревнований так или иначе влияющие на выполнение упражнений. Даны задания, выполнение которых поможет студентам освоить методику обучения и совершенствования техники легкоатлетических упражнений. В практикуме даны также зачетные требования по данной дисциплине. Предназначено для студентов специальности 032101 «Физическая культура и спорт».

Томского политехнического университета

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор ТГУ

О.И. Загревский

Кандидат педагогических наук, доцент ТГПУ

Т.В. Карбышева

Кандидат педагогических наук, доцент ТПУ

А.В. Белоусов

© Томский политехнический университет, 2009

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2009

© О.Н. Бобина, И.Н. Родичев, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................ 5

ГЛАВА I ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.................................................................................... 6

ГЛАВА II СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ 10

ГЛАВА III ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ........................................ 21

3.1. Методика обучения технике спортивной ходьбы............... 23

3.1.1. Типичные ошибки при обучении технике спортивной ходьбы 26

3.1.2. Правила соревнований по спортивной ходьбе................ 29

3.2. Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции 30

3.2.1. Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные дистанции 34

3.2.2. Правила соревнований по бегу на средние и длинные дистанции 36

3.3. Методика обучения технике бега на короткие дистанции.. 37

3.3.2. Правила соревнований по бегу на короткие дистанции. 44

3.4. Методика обучения эстафетному бегу................................ 46

3.4.1. Типичные ошибки при обучении технике эстафетного бега........ 51

3.4.2. Правила соревнований по эстафетному бегу................... 53

3.5. Методика обучения технике барьерного бега.................... 54

3.5.1. Типичные ошибки при обучении технике барьерного бега 58

3.5.2. Правила соревнований в барьерном беге......................... 59

3.6. Методика обучения технике прыжка в длину с разбега.... 60

3.6.1. Типичные ошибки при обучении технике прыжка в длину....... 65

3.6.2. Правила соревнований по прыжкам в длину.................. 68

3.7. Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».................................................................................. 69

3.8. Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп»..................................................................................................... 75

3.8.1. Типичные ошибки при обучении технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»..................................................................................................... 79

3.8.2. Правила соревнований по прыжкам в высоту................... 81

3.9. Методика обучения технике толкания ядра.......................... 82

3.9.1. Типичные ошибки при обучении технике толкания ядра........... 87

3.10. Методика обучения технике метания гранаты и мяча........ 89

3.10.1. Типичные ошибки при обучении технике метания гранаты и мяча 95

3.10.2. Правила соревнований по толканию ядра, метанию мяча, гранаты, копья............................................................................................................. 104

ГЛАВА IV ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.............................. 106

4.1. Учет сдачи зачетов............................................................... 106

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................ 110


ПРЕДИСЛОВИЕ

Легкая атлетика – популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика доступна (занятия не требуют дорогостоящего оборудования и могут проводиться в лесу, в парке, на школьном стадионе) и имеет:

l оздоровительное значение (различные легкоатлетические упражнения разносторонне влияют на организм человека: на опорно-двигательный аппарат, функциональные возможности);

l воспитательное значение (хорошее средство для развития и воспитания физических качеств, воли, настойчивости, дисциплинированности, умения преодолевать трудности);

l прикладное значение (как одно из средств входит в состав подготовки практически всех армий мира и других силовых подразделений);

l образовательное значение (в процессе занятий легкой атлетикой человек приобретает полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д.).

По этим же причинам легкая атлетика является составной частью государственной программы по предмету «Физическая культура» для школьников 1-11 классов.

ГЛАВА I ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетного бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование техники в этих видах.

Бег, прыжки, метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние на развитие физических качеств школьников.

В 1-4 классах школьники начинают осваивать ходьбу, бег, прыжки, метания. Они учатся:

· бегать с максимальной скоростью до 60 м по дорожке школьного стадиона и по другой ровной открытой местности;

· бегать в равномерном темпе до 10 мин;

· быстро стартовать из различных исходных положений;

· сильно отталкиваться и приземляться на ноги после быстрого разбега с 7-9 шагов;

· преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий;

· прыгать в высоту с прямого или бокового разбега с 7-9 шагов;

· прыгать с поворотами на 180-360°;

· метать небольшие предметы массой до 150 г на дальность и в цель (вертикальную и горизонтальную) из разных исходных положений правой и левой руками (с места и с 1-3 шагов разбега).

Для начальных классов легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме.

После усвоения основ техники выполнения легкоатлетических упражнений, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается изучение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний.

В 5-9 классах школьники учатся:

· бегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого старта;

· бегать в равномерном темпе до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки);

· после быстрого разбега с 9-14 шагов выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги»;

· выполнять прыжок в высоту способом «перешагивание» с разбега с 6-10 шагов;

· метать малый мяч на дальность с 3-6 шагов с соблюдением ритма;

· метать малый мяч в цель (вертикальную и горизонтальную) с 10-15 м и по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.

Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям учащихся 5-9 классов является освоение согласованности разбега с отталкиванием (в прыжках) и разбега с выпуском снаряда (в метаниях).

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующего оборудования, подготовленности учащихся. Наиболее просты в освоении учащимися 5-7 классов прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание».

В 8-9 классах можно

использовать более сложные спортивные способы прыжков, например фосбери-флоп.

После стабильного выполнения этих двигательных действий учителю следует разнообразить условия их выполнения: длину разбега в прыжках и метаниях, вес и форму метательных снарядов.

Учащиеся 8-9 классов участвуют в соревнованиях по отдельным видам легкой атлетики и по легкоатлетическому четырехборью: бег на 60 м, прыжок в высоту или в длину с разбега, метание, бег на выносливость.

В 10-11 классах учебный процесс направлен

на изучение техники эстафетного бега, на совершенствование техники бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний. По сравнению с 5-9 классами увеличивается длина спринтерских дистанций (бег 100 м с низкого старта), вводится челночный бег 10 x 10 м, растет продолжительность бега в равномерном темпе (юноши до 25 мин, девушки до 20 мин), увеличивается длина разбега в прыжках и метаниях. Увеличивается количество упражнений, оказывающих сопряженное воздействие на совершенствование техники и развитие физических качеств. Уроки в этих классах приобретают черты тренировки.

Задание: пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 1996) и конспектами лекций, впишите в соответствующие графы таблиц 1, 2, 3, легкоатлетические упражнения для учащихся 1-11 классов.

Таблица 1

В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:

  • начального общего (1-4 классы); и - основного общего (5-9 классы);
  • среднего (полного) общего (10-11 классы).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальнь£х Возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированное основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.

  • беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; бег с высокого старта с последующим ускорением;
  • прыжковые упражнения: прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; прыжки в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание на возвышение;
  • броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами;
  • метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:

  • развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно;
  • развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами;
  • развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег;
  • развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по крутую из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыги-ванием.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей (метод сопряженного воздействия). Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

При проведении легкоатлетических упражнений преимущественно на открытом воздухе достигается выраженный оздоровительный эффект.

В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках: с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 -9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий: прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 - 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Развитие физических способностей школьников младших классов

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Однако у детей этого возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Обучая двигательным действиям, предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основа ное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать со строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Следует помнить, что кости у детей достаточно гибкие, поскольку в них мало минеральных веществ, они могут деформироваться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся; избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.

Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут точно выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.

Время выполнения скоростных упражнений не должно превышать 5-6 с, циклических упражнений большой мощности -4-5 мин. Рекомендуемый темп ходьбы - 100 шагов в минуту. При развитии выносливости следует использовать аэробную работу (50 % максимальной мощности). Не рекомендуется часто использовать статические усилия из-за неблагоприятной реакции на них со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Высокий уровень познавательной активности, интереса, эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и опенка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована их следующая последовательность.

Подготовительная часть урока : строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2-2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.

Основная часть урока : эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазанье, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу «веселых стартов»).

Заключительная часть урока : игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

Программный материал по легкой атлетике для 5-9 классов

На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

  • формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом и знаниями по физической культуре;
  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб. Определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразный формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 - 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега . Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега . Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000-2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину . Средства: прыжки в длину с 7 -12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту . Средства: прыжки в высоту с 3-9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность . Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 - 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 -8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2-3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости . Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей . Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей . Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей . Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Знания о физической культуре . Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства", измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия . Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. *Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8-9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5--9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 -13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9-13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10-12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м (табл. 9.3).

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 -15 лет, девочки 11 - 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дально

Введение
1.Планирование и проведение урока по лёгкой атлетике в школе
2.Основные гигиенические требования, требования безопасности
3. Требования безопасности перед началом занятий
4. Требования безопасности во время занятий
4.1 Бег
4.2 Прыжки
4.3 Метание
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
6. Требования безопасности по окончании занятий
Заключение
Список использованных источников

Введение.

Руководящий орган - Международная Ассоциация Легкоатлетических Федераций (ИААФ) создана в 1912 и объединяет 213 национальных федераций (2009).

Легкоатлетические упражнения проводились с целью физической подготовки, а также для проведения состязаний ещё в глубокой древности. Но история лёгкой атлетики, как принято считать, началась с соревнований в беге на олимпийских играх Древней Греции (776 год до нашей эры). Считается, что начало истории современной лёгкой атлетики положили соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащихся колледжа в г. Регби (Англия) в 1837 г., после чего такие соревнования стали проводиться в других учебных заведениях Англии.

Лёгкая атлетика относится к числу популярнейших видов спорта, так как, вообще говоря, не требует дорогостоящих условий для занятий. Соревнования, разминка и тренировки могут проводиться на открытом воздухе и в закрытом помещении.

На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников: отрицательная температура воздуха; мокрый грунт (пол); сильный ветер; n опавшая с деревьев листва; падение на скользком грунте или твердом покрытии; нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты; выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.

При выполнении легкоатлетических упражнений возможны такие травмы, как: растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов; растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра; воспаление надкостницы большеберцовой кости; мышечные боли; n ослабление свода стопы. Иногда случается «гравитационный шок» – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Всё это делает необходимым знания о технике безопасности.

1. Планирование и проведение урока по лёгкой атлетике в школе.

При планировании и проведении занятий по легкой атлетике преподаватель должен учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста. На уроке целесообразно использовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятельности, повышают эмоциональный фон занятий.

Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес учеников к занятиям. К таким видам относится длительная, обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений.

Во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость ; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают упражнения на выполнение отдельных элементов техники, упражнения для развития кондиционных и координационных способностей, приобретение теоретических знаний.

Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены любые метания лицом друг к другу; встречные скоростные упражнения; эстафеты; прыжки на необорудованных местах; выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное условие: наличие средств подготовки и укрепления опорно-двигательного аппарата, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Все упражнения по легкой атлетике выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и особенно стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей, особенно стопы.

На уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упражнения для развития силы мышц ног, связанные с удержанием нормального свода стопы; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мышцы, мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; скоростно-силовые и прыжковые: упражнения: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышение из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую в старших классах - спрыгивания с возвышения высотой 20-30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).

При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение, поскольку у детей наблюдаете повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимания и нежелание выполнять задания.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При планировании их содержания необходимо учитывать следующие рекомендации.

В подготовительную часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, особое внимание уделять осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте и в движении, в парах и в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, имеющие эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в эту часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников необходим в большем объеме использовать упражнения для развития силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 мин. Необходимо соблюдать следующее условие: упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

В основной части урока предусматриваются высокий уровень физических нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, со сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам:

  • общеподготовительные;
  • подводящие, состоящие из имитационных и специальных;
  • основные (целостное выполнение упражнений).

При разучивании и закреплении техники упражнений целесообразно использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30- 35 мин от общего времени.

2. Основные гигиенические требования, требования безопасности

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

– отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

– прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной темᴨȇратуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

– не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

– быть внимательным при ᴨȇремещениях по стадиону;

– знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

3. Требования безопасности ᴨȇред началом занятий.

Учащийся должен:

– ᴨȇреодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

– снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

– убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

– организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

– под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

– убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

– под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, ᴨȇреносить к месту занятий в сᴨȇциальных приспособлениях;

– не ᴨȇреносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;

– по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

– по команде учителя встать в строй для общего построения.

Для обеспечения безопасности при занятиях лёгкой атлетикой, необходимо также качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: общеподготовительную (медленный бег 2 – 3 минуты, комплекс общеразвивающих упражнений 6 – 8 минут) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения). Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:

  • последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);
  • упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;
  • общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6 – 8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6 – 8 раз. Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3 – 5 упражнений на дистанции 30 – 40 м, по 2 – 3 повторения. 2.

4. Требования безопасности во время проведения занятий.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний школьников. Они отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых и выносливости) способностей. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

4.1. Бег

Одно из главенствующих мест среди комплекса упражнений в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. При проведении занятий по бегу: осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов; проводить бег только в одном направлении; на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке; за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м; не делать резко «стопорящую» остановку после бега. Техника безопасности, при обучении технике бега сводится к следующему.

Учащийся должен :

– при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

– во время бега смотреть на свою дорожку;

– после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

– возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соᴨȇрников руками;

– в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

– при беге по ᴨȇресечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

– выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

4.2. Прыжки

Прыжки – это простой и естественный способ преодоления препятствий. В зависимости от вида препятствия прыжок выполняется в длину или высоту. При проведении занятий по прыжкам в длину. место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов; прыжковая яма должна быть заполнена ᴨȇском на глубину 20-40 см; перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить ᴨȇсок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление; подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз; дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания; n необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках; параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обесᴨȇчить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

– грабли класть зубьями вниз;

– не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

– выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

– выполнять прыжки поочерёдно, не ᴨȇребегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

– после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

При проведении занятий по прыжкам в высоту:

в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога – левая), а затем – с другой (толчковая нога – правая);

не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

4.3. Метание

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

На занятиях по метанию необходимо:

– не производить метание без разрешения учителя;

– ᴨȇред метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

– осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

– не проводить встречного метания;

– строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

– не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);

– при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

– в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

– находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не ᴨȇресекать зону метаний бегом или прыжками;

– команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;

– после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

– при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;

– не ᴨȇредавать снаряд друг другу броском;

– не метать снаряд в необорудованных для этого местах;

– Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.

5. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

– при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

– с помощью учителя оказать травмированному ᴨȇрвую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

– при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

– по распоряжению учителя поставить в известность адмиʜᴎϲтрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

6. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

– организованно покинуть место проведения занятия;

– ᴨȇреодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

– вымыть с мылом руки.

Заключение.

При организации заключительной части урока надо учитывать последующие занятия школьников. Если после урока физкультуры у них есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3 - 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости, ловкости, силы и гибкости.

Список использованных источников

1. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002;
2. Учебник тренера по легкой атлетике, под ред. Л.С.Хоменкова, 2 изд., Изд.: Физкультура и спорт, 1982 г.;
3. Теория и методы обучения легкой атлетике. Редактор: Г.В. Грецов, Изд.: Академия, 2013 г.

Реферат на тему “Проведение школьных занятий по лёгкой атлетике” обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Нет более массового вида спорта, чем легкая атлетика. Виды легкой атлетики естественны для человека и многообразны, сюда включены бег, прыжки, ходьба, метания. Чтобы ими заниматься, даже спортсменам высокого уровня не требуется специального дорогостоящего оборудования. Поэтому самые неблагополучные и беднейшие страны Азии, Африки и Латинской Америки могут воспитать в легкой атлетике великих чемпионов и поднять свой престиж на международной арене.

Классификация

Из всех олимпийских видов спорта легкая атлетика считается самым медалеемким. Сюда входит 24 дисциплины для мужчин и 23 для женщин. «Королева спорта», как и всякая королева, весьма консервативна - программа мужских соревнований не менялась больше полувека.

Лишь женщины добились для себя права выступать в видах спорта легкой атлетики, считавшиеся прежде мужскими.

В многообразии состязаний и дисциплин можно легко запутаться неискушенному болельщику, однако для удобства все они разделяются на несколько групп. Эти группы, как правило, имеют какие-либо общие критерии, согласно которым в них включают те или иные виды спорта.

В англоязычных странах особенно развита легкая атлетика. Виды легкой атлетики здесь разделяют на две большие группы - «трековые» и «полевые». Как видно из названия, к первым относят все беговые дисциплины, а также соревнования по ходьбе, а ко второй - все остальные.

Список видов легкой атлетики:

Беговые:

8. Марафон.

9. 100 м с барьерами.

10. 200 м с барьерами.

11. 400 м с барьерами.

12. 3000 м с препятствиями.

13. Эстафета 4 х 100 м.

14. Эстафета 4 х 400 м.

2. Тройной прыжок.

3. Прыжки в высоту.

4. Прыжки с шестом.

5. Метание копья.

6. Метание диска.

7. Метание молота.

8. Толкание ядра.

Ходьба:

Традиционно виды спорта, входящие в легкую атлетику, подразделяют на пять больших подразделов: бег, ходьба, метательные дисциплины, прыжки, а также многоборья. Все они, в свою очередь, имеют свои разновидности.

Базовые виды легкой атлетики

Знакомство с базовыми видами легкой атлетики начинается у человека с раннего детства и продолжается в школе, где на уроках физкультуры детей учат бегу, прыжкам в длину, метанию спортивных снарядов. Позже ребенок может развить свои навыки, полученные в школе, в специализированных спортивных секциях, где сможет заняться более сложными видами. Обо всех разновидностях легкой атлетики, включая базовые виды, будет подробно рассказано ниже.

Ходьба

К базовым видам спорта легкой атлетики по праву можно отнести спортивную ходьбу. Нет более естественного и обычного для человека состояния, чем ходьба. Однако самый рутинный вид человеческой активности является одновременно и полноценным видом спорта.

По ходу соревнований у скороходов возникает непреодолимое желание перейти на бег, дабы опередить соперников. Однако досконально прописанные пункты правил четко определяют суть спортивной ходьбы.

Согласно букве правил спортивной ходьбой является цикличное движение, состоящее в чередовании шагов. Спортсмен обязан постоянно находится в контакте с землей, опорная нога должна быть выпрямлена до отрыва от поверхности. Попросту говоря, запрещено отрываться от земли, сгибать ноги в коленях - переходить на бег.

Загнанным в рамки жестких правил, скороходам на дистанции приходится непросто, за каждым их движением зорко следят строгие рефери, безжалостно наказывающие провинившихся за малейшее нарушение. За первый фол выносится предупреждение, за последующий - удаление. Поэтому, из видов, входящих в легкую атлетику, спортивная ходьба считается одним из самых технически сложных. Несмотря на кажущуюся простоту, здесь существует множество нюансов, большое количество спортсменов сходят с дистанции за неаккуратность и неряшливость в технике. Много звезд в спортивной ходьбе дала легкая атлетика России.

Виды, входящие в олимпийскую программу, - 20 км у мужчин и женщин, кроме того представители сильного пола состязаются на сверхдлинной дистанции в 50 км.

Быстрее ветра

Едва научившись ходить, ребенок вскоре начинает носиться как угорелый, соревнуясь с друзьями в скорости и выносливости. Занимаются бегом и на профессиональном спортивном уровне, разыгрывая медали и титулы, устанавливая мировые рекорды. На вопрос о том, какие виды спорта входят в легкую атлетику, даже самый далекий от спорта человек уверенно назовет бег.

Самыми зрелищными и динамичными беговыми дисциплинами являются состязания в беге на 100 и 200 метров, которые относят к спринтерским. На первый план здесь выходят скоростные качества атлетов, умение совершать взрывную, кратковременную работу. Сильнейшими спринтерами считаются темнокожие спортсмены из США и стран Карибского бассейна, мышечная структура которых, по мнению специалистов по спортивной медицине и физиологии, идеально подходит для подобных задач.

Главной звездой спринта последних десяти лет, безусловно, считается Усейн Болт, ямайский спортсмен, неизменно побеждавший на всех крупнейших международных турнирах, начиная с 2008 по 2017 год. Он стал восьмикратным олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира, устанавливал мировые рекорды, которые долгие годы специалистами по легкой атлетике считались физически невозможными для человека.

Виды легкой атлетики не исчерпываются короткими спринтерскими дистанциями. Состязания в беге на 400 метров причисляются к длинному спринту. Это одна из самых трудных беговых дисциплин, в которой спортсмен не только должен развивать высокую скорость, но и удерживать ее на протяжении довольно длинного участка, то есть обладать скоростной выносливостью.

Бег с барьерами также входит в список дисциплин олимпийской программы. Мужчины соревнуются в беге на 110 метров, а женщины на дистанции 100 метров.

Эстафеты

Одними из самых зрелищных видов легкоатлетической беговой программы считаются состязания эстафетных команд. Исходя из этого, эстафеты замыкают программу беговых видов легкой атлетики на большинстве турниров.

Здесь уже спортсмен работает не только на себя, но и на свою сборную, на первый план выходит командная работа атлетов. Победа в эстафете считается особо почетной еще и потому, что дает представление об общем уровне развития бега в той или иной стране. То есть даже не самый звездный спортсмен имеет шанс получить медаль за счет высокого уровня остальных партнеров по команде.

В легкой атлетике на сегодняшний день существует два вида эстафетных дисциплин - 4х100 и 4х400 метров. Дистанция разбивается на четыре этапа, на каждом из которых закреплен определенный спортсмен. На каждом этапе в специальном коридоре происходит передача эстафетной палочки, от одного члена команды другому. Если палочка упадет или будет передана с нарушением правил - команда дисквалифицируется.

На волне всеобщей популяризации смешанных видов спорта активно внедряются в соревновательную программу эстафеты, где чередуются мужчины и женщины.

Стайеры

Каждый болельщик интересуется тем, какие виды входят в легкую атлетику на Олимпийских играх. Среди них - беговые дисциплины на средние и длинные дистанции. К первой группе традиционно относят бег на 800 и 1500 метров. Здесь соревнуются бегуны, которые должны обладать не только скоростью, но и выносливостью, уметь распределять свои силы на дистанции в несколько кругов вокруг стадиона.

Кроме того, здесь в дело вступают факторы, которые не учитывается на коротких дистанциях. Если спринтеры бегут по своим дорожкам и могут не обращать внимания на конкурентов, то стайеры через 200 метров выходят на общую дорожку и вынуждены вести довольно жесткую борьбу за выгодную позицию во время забега. Поэтому бег на средние дистанции - это состязание не только в скорости и выносливости, но и в умении вести тактическую борьбу.

Бег на 3000 и 5000 метров относят к бегу на длинные дистанции. Здесь уже не важна скорость атлета, на первый план выходит его выносливость.

Если посмотреть, какие виды легкой атлетики особо популярны в Африке, можно легко заметить, что это беговые дисциплины на длинные дистанции. Африканцы исторически приспособлены природой для того, чтобы преодолевать огромные пространства бескрайних саванн родного континента. Наибольшее количество наград на крупнейших мировых турнирах добывают представители Кении и Эфиопии.

Кроме дисциплин гладкого бега стайеры состязаются в стипльчезе - беге с препятствиями на 3000 метров.

Марафон

На всех без исключения Олимпиадах заключительным видом всей спортивной программы является марафон. Победители и призеры марафона удостаиваются исключительной чести - быть награжденными на стадионе во время церемонии закрытия Олимпийских игр.

Такие привилегии даются представителям этого вида легкой атлетики неспроста, так как бег на 42 км считается тяжелейшим испытанием человеческого организма на прочность, требует от атлета невероятной выносливости и силы духа. Состязания марафонцев давно переросли рамки только лишь легкой атлетики, проводятся специальные коммерческие турниры по марафону, собирающие лучших бегунов на сверхдлинные дистанции.

Вертикаль

Список видов легкой атлетики был бы не полон без прыжковых дисциплин. Даже дети соревнуются между собой в том, кто прыгнет выше всех. Делают это и профессиональные спортсмены на престижных соревнованиях.

Эти виды легкой атлетики подразделяются на вертикальные и горизонтальные. К первым относят прыжок в высоту и прыжок с шестом. Соревнования в прыжке в высоту проводят в специально оборудованном секторе. Он включает в себя пространство для разбега, специальную планку на держателях и место для приземления.

Все очень просто - спортсмен разбегается, отталкивается одной ногой, взлетает, приземляется. Соперники поочередно штурмуют высоту, для каждой отметки им дается три попытки. Прыгун имеет право перенести одну или две попытки на следующие высоты. Попытка не засчитывается, если спортсмен сбил планку. Однако, если судья уже засчитал прыжок поднятым белым флагом, а планка все-таки не удержалась, то попытка считается зачетной.

Одной из самых технически сложных дисциплин считается прыжок с шестом. Спортсмен должен обладать высокими спринтерскими качествами, прыгучестью и отменной координацией движения. Так же, как и в прыжках в высоту, спортсмену дается три попытки на каждую отметку. Прирост высот составляет не менее 5 см с каждой попыткой.

Горизонталь

Прыжок в длину считается одним из старейших видов спорта, он входил в программу состязаний еще античных Олимпиад, приводившихся в Древней Греции. Начиная с 1896 года эта техническая дисциплина легкой атлетики неизменно входит в программу и современных Олимпийских игр.

Хороший прыгун в длину должен обладать не только прыгучестью, но и отменными спринтерскими навыками. Состязания проходят в специальном секторе, который включает дорожку для разбега, деревянную планку для отталкивания и прыжковую яму.

Казалось, что может быть проще - разбежался и прыгнул. Однако и здесь есть свои нюансы. Длину, на которую прыгнул атлет, измеряют от специальной линии на планке до края лунки в яме с песком для приземления. При заступе спортсмена за линию попытку не засчитывают, поэтому хороший прыгун должен обладать умением с точностью до миллиметра рассчитать свой разбег и угадать с ритмом шагов, чтобы оттолкнуться как можно ближе от дозволенной грани.

Тройной прыжок считается более сложной технической дисциплиной, ведь фаза прыжка здесь разбита на три части, что требует отменной координации движения для выполнения чистой попытки.

Метания

Самые мускулистые и крепкие спортсмены соревнуются в метательных дисциплинах легкой атлетики. В данной категории существуют такие виды легкой атлетики:

  • толкание ядра;
  • метание молота;
  • метание диска;
  • метание копья.

Дискоболы и метатели ядра на современных Олимпиадах начали состязаться друг с другом с 1896 года, позже к ним присоединились копьеметатели и молотобойцы.

В каждом из перечисленных видов спортсмен ограничен специальной зоной для разбега и подготовки к выполнению броска. Дальность попытки измеряется от специальной линии, ограничивающей зону до лунки от попадания снаряда.

Зона молотобойцев ограничена специальной защитной сеткой, огораживающей пространство с трех сторон, чтобы коварный снаряд не улетел на трибуны и не травмировал кого-либо из зрителей. Копьеметатели часто зависят от капризов погоды, попутный ветер довольно сильно мешает четкой попытке и неисправимо меняет траекторию полета их снаряда.

Многоборье

Наиболее сложным видом легкой атлетики является многоборье. Спортсмены соревнуются сразу в нескольких дисциплинах легкой атлетики, включающих в себя бег, метание, прыжки. Каждая из них требует особых специфических качеств, поэтому хороший многоборец всегда представляет собой образец всесторонне развитого атлета.

Мужчины соревнуются в десяти видах легкоатлетической программы, женщины - в семи. Изнурительные изматывающие состязания многоборцев всегда растягиваются на два дня. В первый день десятиборцы соревнуются в следующих видах: бег на 100 метров, прыжки в длину и высоту, толкание ядра, замыкающим видом дня является длинный спринт на 400 м.

Изнуряющий марафон продолжается на второй день метаниями диска и копья, прыжком с шестом, бегом с барьерами. Венцом состязаний является бег на 1500 метров, который выделяется из остальных видов, требующих в основном короткой взрывной работы мышц, и становится настоящим экзаменом на выносливость. Программа семиборья у женщин включает в себя те же виды за исключением бега на 100 метров, метания диска и прыжков с шестом.

За каждый вид программы спортсмен получает очки, насчитываемые ему в зависимости от показанного результата. Победителем становится обладатель наибольшей суммы зачетных баллов.

Легкая атлетика России

Виды спорта, входящие в олимпийскую программу, находятся под особым вниманием в каждой стране. Россия также дала миру немало звезд "королевы спорта". Особенно развиты здесь технические виды, к которым относят прыжки в длину, прыжки с шестом, разные виды метаний. Одной из лучших легкоатлеток всех времен и народов по праву считается Елена Исинбаева, установившая в прыжках с шестом два десятка мировых рекордов. Также на весь мир гремело имя Татьяны Лебедевой, мировой звезды в тройном прыжке.

Беговые виды легкой атлетики развиты в России неравномерно. В беге на средние дистанции регулярно появляются отличные спортсмены. Юрий Борзаковский, Мария Савинова - эти стайеры становились чемпионами мира и победителями Олимпиад.

Однако в спринте позиции российских атлетов, как, впрочем, и всех европейских, не так сильны. Здесь безоговорочно доминируют темнокожие бегуны из Северной Америки и старн Карибского бассейна. Также непросто конкурировать с ними в беге на длинные дистанции, где сильны позиции африканских атлетов.

Спортивная ходьба до недавнего времени также была гордостью российской легкой атлетики, однако многочисленные допинговые скандалы подорвали веру в чистоту достижений отечественных скороходов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама